Промышленные предприятия и прочие нежилые объекты занимают более трети исторического центра Петербурга. Обычно речь идет о переносе из центра города около 200 предприятий
Когда у нас были другое государство и все заводы работали, давая нужную стране продукцию и обеспечивая город рабочими местами, разговоры об их выдворении за городскую черту широко не велись. Теперь, когда многие заводы стоят или едва дышат, потому что не выделяли средств на их модернизацию, на них набросились всем скопом.
Но мы же не вышвыриваем своих состарившихся родителей вон, ведь это не по-людски. Впрочем, не замечать проблем, создаваемых присутствием в таком количестве предприятий в центре города, безусловно, тоже нельзя.
Заводы у нас `переносят`
уже второй век
Как вспоминал на проходившей в Пушкине конференции `Коммерческая недвижимость России: управление, инвестиции, развитие` депутат Госдумы Григорий Томчин, задачу переноса вредных производств за город ставили первые секретари Ленинградского обкома КПСС, а потом - мэр и губернатор Петербурга.
Очередной, предупрежденный заранее об этой идее, директор предприятия садился на `Красную стрелу` и привозил из Москвы устрашающую бумагу с самого верха: `Перенос данного завода - удар по всей экономике, по всей стране и по нашей партии!`.
Результат таких действий известен: хотя вопрос переноса промпредприятий из центра был в числе приоритетных в действующем Генплане 1986-2005 гг. и, судя по всему, перекочует в Генплан 2005-2025 гг., пока у нас нет ни одного перенесенного с помощью государства предприятия (не считая инициативы частных инвесторов).
Городская власть считает, что в центре Петербурга можно оставить судостроение, точную механику и оптику, энергетическое машиностроение, наукоемкие производства без больших экологических проблем.
Отцы города обещают, что предприятиям, переезд которых значится в стратегических планах, помогут площадями, им частично компенсируют затраты при переезде и простимулируют создание `зон экономического благоденствия`. Однако все мы в детстве начинаем со сказки о молочных реках и кисельных берегах. Поэтому наученные жизнью директора сидят в своих прежних просторных кабинетах, гоняют чаи и ждут лучших времен.
Директорам надо говорить
не `отдай!`, а `на!`
Кто был на недавней конференции в гостинице `Англетер` `Инвестиции в СЗФО: сотрудничество финансового и промышленного капитала`, тот слышал, как аплодировал зал генеральному директору ОАО `Севкабель` Геннадию Макарову.
Заводу со 124-летней историей не повезло: в 1986-м он сгорел. Директору пришлось обегать сотни кабинетов для получения хоть каких-нибудь инвестиций на восстановление, реконструкцию и возможный переезд.
Завод выжил во многом благодаря кредитам и сегодня производит необходимые городу оптическое волокно, новейший кабель, а также силаносшиваемый полиэтилен, судовой, подводный оптический кабель для `оборонки`. Предприятие платит городу немалые налоги. Нежелание директора после всех мытарств переносить куда-то предприятие по-человечески, да и по-государственному, оправданно. Тем не менее упомянутый депутат Г. Томчин уверен, что `Севкабель` уже переезжает. И предприятию понадобится 3-4 года на то, чтобы перевести свою недвижимость в коммерческую и `раскрутить` прибыльное производство на новом месте.
Как сказал депутат, `Макаров сам все сделает, его не надо подталкивать, подталкивания только дискредитируют идею переноса заводов`.
Директор сопротивляется по простой причине: как только он согласится на переезд завода, ставка налога у него сразу же будет не как на стратегическое производство, а как на недвижимость, и он не сможет изыскать деньги на постройку нового предприятия.
Ошибка властей в том, что они говорят директорам `отдай!`, а надо им, как рассуждал Ходжа Насреддин, говорить `на!`: `На тебе новую недвижимость!`, `На пониженный земельный налог и еще земли на новом месте!`. И тогда завод переедет сам (был озвучен пример бывшего банкрота - завода `Русский дизель`; сегодня корпуса предприятия в Петербурге стали эффективной коммерческой недвижимостью с массой арендаторов, а на площадке завода во Всеволожске в этом году выпускают 12 тысяч автомобилей `форд`, в 2004-м сойдут с конвейера уже 25 тысяч, да сам завод производит 450 дизелей в год, и будет построено еще два завода).
Ключ - в налоговых льготах
и четких законах
По мнению экспертов, политика уменьшения земельного налога для переезжающих заводов должна исходить не из теоретического Градостроительного плана, а из Стратегического плана развития территорий.
Если переносится предприятие с длительным циклом производства - дайте ему на 15-20 лет земельный налог как на промышленные площади. Тогда рынок недвижимости сам изыщет деньги и кредиты на перенос, потому что коммерческая недвижимость здесь будет куда прибыльней. А постоянное взвинчивание земельного налога и налога на недвижимость - это политика `украл - удрал`.
Пока доходы от сдаваемых в центре города в аренду промышленных площадей устраивают директоров больше, чем какие-то мизерные штрафы. Инвесторы лишь мечтают о создании элитных жилых и деловых кварталов, наблюдая, как предприятия со штатом в 165 человек занимают в центре города земельные площади в 45 тысяч квадратных метров.
Но есть и сдвиги. Директор завода `Арсенал` Сергей Королев считает, что ему хватит и 10 га в центре города вместо теперешних 43 га, остальные можно использовать в коммерческих целях. Компания ЛЭК приобрела земли заводов `Знамя труда` и `Вулкан` (Петроградский район), производственные площадки заводов `Пигмент`, `СПАРЗ` и ряда других (Московский район) в среднем по $30-60 за 1 квадратный метр для строительства жилья.
Под офисы, автостоянку и жилье реконструируют бывшие казармы зенитно-ракетного училища. Специалисты уверены, что продуманный механизм купли-продажи земли, четкие законы и разумные кредиты банков за несколько лет позволят вывести из центра Петербурга львиную долю промпредприятий.
|