Стратегия централизации доходов в федеральном бюджете с последующим их распределением по регионам нашла отражение в новом варианте бюджетного кодекса. Законопроект с внесенными изменениями сейчас находится в Государственной Думе. Если депутаты его примут, то кодекс вступит в силу в 2005 году
Бюджетный кодекс начал действовать в 2000 году, после чего его неоднократно корректировали. Последние изменения внесены недавно, но уверенности, что их примут, нет. Регионы через поправки попытались вернуть хотя бы частично утраченную самостоятельность.
В кодексе за субъектами предлагается закрепить расходные полномочия, а доходные источники зафиксировать на длительное время. Правда, разработчики забыли указать по целому ряду налогов доли субъектов, а значит, федеральный центр сохранил за собой право регулировать их по своему усмотрению.
Многие субъекты РФ не устраивает нововведение, по которому обслуживание местного бюджета передается Федеральному казначейству. Впрочем, некоторые дотационные регионы в принудительном порядке уже перевели на эту схему.
Комментируя поправку, заместитель председателя Комитета финансов администрации Петербурга Эдуард Батанов отметил, что в случае ее реализации станут более длительными сроки платежей, поскольку одни и те же документы будут ходить дважды - вначале через городское казначейство, а потом через федеральное. По его мнению, могут появиться и дополнительные расходы, связанные с сопряжением двух систем.
Ежедневно через городское казначейство проходит 12 тысяч платежей (не считая МО). Все выделенные средства поступают напрямую исполнителям работ. Электронно-информационная система позволяет оперативно управлять бюджетом, потому что комитеты в режиме реального времени видят остатки на счетах.
Городское казначейство создано в 1997 году. На его формирование и совершенствование из бюджета потрачено около 200 млн руб. А сейчас оно как бы становится и не очень нужным. Во всяком случае в Комитете финансов о дальнейшей судьбе собственной системы ничего определенного сказать не смогли.
В адрес Минфина РФ и Госдумы правительство города направило поправки в кодекс. Внесено, к примеру, предложение сделать более либеральными подходы по финансированию социально значимых объектов. Сегодня на повестке дня три таких объекта: дамба, метро и КАД. По всем трем на 2004 год федеральный центр обещает выделить значительные суммы.
В Бюджетном кодексе, конечно, хотелось бы видеть статьи, регламентирующие деятельность не только регионов, но и Минфина РФ. Как известно, изъятые у регионов налоги далеко не всегда компенсируются полностью. За примером далеко ходить не надо. Переданные в центр акцизы на табак Петербургу в этом году компенсировали только на 25%.
Аналогичная ситуация складывается с отмененными налогами на пользователей автодорог и с продаж. За счет последнего формируются бюджеты муниципальных образований, поэтому город, не дожидаясь помощи сверху, самостоятельно нашел замену этому доходному источнику. Вместо налога с продаж МО будут получать в большем объеме отчисления от налога на малый бизнес (рассчитываемый по упрощенной системе), 10% от вмененного, а также штрафы за нарушение норм благоустройства территорий.
По словам Э. Батанова, на 60-70% поправки, внесенные в кодекс, - однотипные. Тем не менее если парламент примет даже неповторяющиеся поправки, то Бюджетный кодекс придется переписывать заново, отметил он.
Политика централизации доходов уже привела к тому, что в субъектах РФ (и Петербург здесь не исключение) уменьшилась доля расходов на развитие. В то же время увеличивается доля текущих. Таким образом, бюджет все больше становится похож на тришкин кафтан.
|