Правительство России рассмотрело предложенный МАП РФ комплекс мер по поддержке малого бизнеса. В числе вынесенных на обсуждение документов были предложения по внесению изменений в Федеральный закон `О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации`
Несмотря на то что законопроектом Госдума вплотную займется только после выборов нового состава депутатов, промедление в его принятии вряд ли будет замечено представителями малого бизнеса. Печально, но факт: видимо, ничего особенно существенного и полезного для облегчения деятельности субъектам малого предпринимательства новые статьи закона, оставшиеся после обсуждения и корректировки Минэкономразвития, Минфина, МНС не принесут.
Например, первый зампредседателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) администрации Петербурга Юрий Раков отметил как положительный момент прежде всего сам факт вынесения данного законопроекта на обсуждение.
Дело в том, что не так давно ведомства Германа Грефа и Ильи Южанова вели горячие споры о том, нужен ли вообще закон `О государственной поддержке малого предпринимательства`. Перевес не всегда был на стороне защищающих закон.
Итак, какие же новинки готовят предпринимателям? МНС РФ получило распоряжение о создании системы введения упрощенной формы налоговой декларации для предприятий малого бизнеса, которые перешли на упрощенную систему налогообложения или уплату единого налога на вмененный доход. На этом столь важная тематика, как принципы налогообложения, в законопроекте исчерпывается.
Хотя стоит напомнить, что с 01.01.2004 упрощенная система налогообложения будет предусматривать ставку налога 15% с доходов, уменьшенных на сумму расходов, а нынешние 6% с дохода перестанут действовать. Однако решение этого вопроса в рамках общей дискуссии по снижению налогового бремени в ближайшей перспективе не намечается.
Предложение МАП РФ о введении единого критерия для отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса также станет одним из пунктов нового законопроекта. Напомним, что сегодня действует несколько критериев для хозяйствующих субъектов малого бизнеса в зависимости от отраслей экономики.
В случае принятия законопроекта к категории `малых` будут автоматически причислены предприятия, где работают не более 100 человек, а также предприниматели без образования юридического лица, у которых по найму трудятся не более 99 человек. При этом предполагается расширить верхний порог годового оборота с 15 млн до 100 млн руб. по предложению МАП (45 млн руб. по предложению ТПП РФ). На обсуждении этой цифры и завершилась дискуссия в правительстве, а вопрос был направлен на дополнительные согласования с Минэкономразвития и Минфином.
Не обошлось в проекте и без применения новых терминов. Предприятия, где работают менее 10 человек, отныне решено считать микропредприятиями. Правда, постичь основную цель введения в обиход этого понятия удалось далеко не всем.
Законопроект оговаривает определенные преимущества данного типа малых предприятий по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. Однако еще неясно, в чем же будут заключаться эти `загадочные` преимущества. Ведь в настоящее время о конкретной строке в федеральном бюджете для оказания прямой финансовой поддержки микропредприятиям речь не идет.
Между прочим законопроект содержит и весьма полезное положение о возможности выкупа малыми предприятиями арендуемых помещений. Сегодня выкуп может производиться только на конкурсной основе, что порой пагубно сказывается на представителях малого бизнеса, не способных соперничать с более крупными предпринимателями. К сожалению, по мнению специалистов, этот пункт законопроекта имеет мало шансов на успешное прохождение даже первого чтения.
Еще одним нововведением законопроекта стало предоставление права законодательной инициативы для оказания поддержки субъектов малого бизнеса представителям муниципальных образований. Обсуждение покажет, останется ли данное предложение в окончательной редакции законопроекта.
Надо отметить, что регрессивный характер нового законопроекта `О государственной поддержке малого предпринимательства` был разбавлен недавним решением правительства - выделить 3 млрд руб. (в рамках бюджета-2004) в качестве государственных гарантий на предоставление определенным банкам РФ кредитов малым предприятиям.
Механизм предоставления кредита еще не до конца проработан, однако планируется введение льготных условий, в том числе в виде выдачи долгосрочных кредитов сроком до 3 лет.
Возможно, старт для начала позитивных изменений в жизни малых предприятий уже дан. Главное, чтобы чиновники не сбились с взятого направления.
|