Продолжаем публикацию комментария к главам `Устава железнодорожного транспорта РФ` (читайте `ЭВ` N 36, 37, 38)
Ответственность перевозчиков,
владельцев инфраструктур,
грузоотправителей, грузополучателей
и пассажиров
Как и прочие, нормы об ответственности участников перевозок на железнодорожном транспорте в новом
Уставе, по сравнению со старым, претерпели существенные изменения. Прежде всего, появилась совершенно новая статья об ответственности перевозчика и владельца инфраструктуры за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору об оказании услуг по использованию инфраструктуры (ст. 115 УЖДТ).
Кроме того, перечень оснований для возникновения ответственности грузоотправителя за невыполнение принятой заявки дополнен следующими:
- неподача вагонов, контейнеров перевозчиком по причинам, зависящим от грузоотправителя, в том числе невнесение им платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей, если иной порядок внесения этой платы не предусмотрен соглашением сторон;
- отсутствие собственных или арендованных и предусмотренных в заявке вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или организации, с которой у грузоотправителя заключен договор, регламентирующий обеспечение такими вагонами, контейнерами.
Основания ответственности перевозчика за то же нарушение дополнены случаем подачи под погрузку вагонов, контейнеров, не пригодных для перевозок грузов.
Помимо этого, в новом Уставе уточняются размеры штрафов за те или иные нарушения. Так, в новом Уставе отсутствуют штраф в размере 5 МРОТ за невыполнение заявки в отношении грузов, перевозка которых установлена в вагонах (см. абз. 4 ст. 105 ТУЖД), штраф в размере 7 МРОТ за неподачу или неиспользование рефрижераторных вагонов за каждый вагон в отношении грузов, перевозка которых установлена в вагонах независимо от рода и количества осей (см. абз. 7 ст. 105 ТУЖД); сбор в размере 2 МРОТ за непредъявление грузов в соответствии с назначением на указанную в заявке железную дорогу назначения в отношении грузов, перевозка которых установлена в вагонах. Также сказано, что сбор за непредъявление грузоотправителем грузов к перевозке не взимается в тех случаях, когда перевозка грузов должна была осуществляться в вагонах, контейнерах, не принадлежащих перевозчику.
Поскольку, как уже было сказано выше, каждая заявка на перевозку грузов требует согласования с владельцем инфраструктуры, новый Устав устанавливает и ответственность за неправомерный отказ в согласовании заявки, поданной в соответствии с требованиями нового Устава и правил перевозок грузов железнодорожным транспортом. Конкретные меры ответственности перевозчика за данное нарушение стороны предусматривают в договоре об организации перевозок грузов.
Иначе, чем в старом Транспортном уставе, определяется и ответственность за повреждение или утрату вагонов, контейнеров или их узлов и деталей, предоставленных перевозчиком или принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, иным лицам. Ранее в этих случаях виновная сторона должна была отремонтировать либо уплатить штраф в размере пятикратной стоимости поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров по их ценам на момент повреждения или утраты, а также возместить убытки в части, непокрытой штрафом.
Железная дорога также могла передать взамен поврежденных или утраченных вагонов, принадлежавших иным лицам, исправные вагоны. Теперь вместо штрафа виновная сторона обязана отремонтировать поврежденные вагоны либо возместить стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей, а также причиненные убытки.
Кроме изменений, касающихся оснований и мер ответственности, новый Устав содержит и новые положения об основаниях освобождения от ответственности. В основном они касаются только перевозчика. Так, помимо прежних оснований перевозчик освобождается от уплаты штрафа за невыполнение принятой заявки вследствие неподачи под погрузку не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или от организаций, с которыми последний связан договором, регламентирующим обеспечение такими вагонами, контейнерами.
От ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза, грузобагажа (при повагонной отправке) перевозчик освобождается также в случае, если:
- грузобагаж прибыл в исправных таре или упаковке;
- перевозка продовольственных и скоропортящихся грузов осуществлялась как перевозка грузобагажа под ответственность отправителя, если они были доставлены в срок.
(Продолжение читайте
в следующих номерах нашей газеты)
|