В феврале этого года вступил в силу Закон о валютном контроле, по которому банки обязаны контролировать операции клиентов и сообщать о тех, что предусмотрены в статье 6 данного закона, в Комитет по финансовому мониторингу
Закон о валютном контроле декларирует создание правового механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Но есть еще ряд законодательных актов, регламентирующих деятельность в том числе и банков в этой сфере. Это ст. 26 Закона `О банках и банковской деятельности`; ст. 857 Гражданского кодекса РФ, где перечислены случаи, когда банки могут раскрывать информацию о клиентах; ст. 183 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая наказание, вплоть до лишения свободы до трех лет, должностного лица за разглашение сведений, составляющих банковскую тайну.
С вступлением в силу этого закона банки оказались как бы между двух огней. С одной стороны, надо соблюдать интересы клиентов, хранить тайну вклада, а с другой - велик риск того, что государство посчитает ту или иную операцию, достаточно ординарную, подозрительной и привлечет кредитную организацию к административной ответственности.
Балансировать между законами о противодействии легализации преступных доходов, об охране банковской тайны и Уголовным кодексом достаточно сложно.
Сам закон также содержит противоречивые положения. К примеру, он предусматривает выезд к клиенту, если его деятельность вызывает подозрение. Последствия выезда могут быть разные: от отказа в дальнейшем сотрудничестве с банком до физического насилия над проверяющими. И в такой ситуации обращаться, собственно говоря, не к кому.
В Энергомашбанке, например, не смогли в этом году провести выездные проверки, потому что клиенты просто отказывались предоставлять информацию.
По мнению банкиров, в схеме передачи информации не очень понятна роль ЦБ РФ, который ее фактически ретранслирует в Комитет финансового мониторинга. Это, с одной стороны, ЦБ загружает дополнительно, а с другой - создает условия для утечки сведений по другим каналам.
Конечно, с принятием закона и нескольких нормативных актов еще нельзя говорить о создании системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем. Правовым институтам предстоит учесть замечания банкиров, которые хотят себя чувствовать защищенными при выполнении контрольных функций, возложенных на них государством.
Необходимо отметить, что в других государствах подобные законы приняты и действуют давно. В США он принят в 1970 году и регулярно пересматривается. Последний раз это произошло после трагических событий сентября 2001 года.
В Великобритании действует национальная служба регулирования расследования криминальной деятельности, контролируемая министерством внутренних дел. Туда поступает информация обо всех подозрительных сделках и операциях. Причем, как и в России, клиентов не уведомляют о том, что сведения о них предоставляют контролирующим органам. В Дании, Швейцарии и Бельгии действует более мягкая система, которая ориентирована на защиту клиента.
При разработке российского Закона о валютном контроле был использован международный опыт, то есть возложенные на банки функции вполне соответствуют мировой практике.
|