В отеле `Береста-Палас` в Великом Новгороде состоялась презентация международного проекта `Дорога российского культурного наследия` (Russian Cultural Heritage Highway), инициаторами которого выступили американский фонд `Российского культурного наследия` (RHHF), Агентство США по международному развитию (USAID), Корпус граждан за демократию (CDC), институт `Верхневолжье` (Тверь) и `Новгородский технопарк` (Великий Новгород)
`Дорогу российского культурного наследия` как перспективный для привлечения иностранцев турпродукт придумали американцы. Президент RHHF, вице-президент курорта в Лас-Вегасе Томас Тейт (на фото), 12 лет возглавлявший министерство туризма в штате Невада, был одним из тех, кто воплощал идею Лас-Вегаса и `дороги инопланетян`, благодаря чему ничем не примечательный хай-вей через американскую пустыню превратился в одну из самых посещаемых трасс США, а малоизвестная точка на карте Америки стала принимать более 25 миллионов туристов ежегодно.
Суть российского варианта `Дороги` - предложить иностранному туристу программу путешествия из Москвы в Петербург и обратно с посещением знаковых для всемирной истории и культуры объектов. Причем не только в столицах, но и в российской провинции. Такими объектами, по замыслу авторов проекта, могут стать Великий Новгород, Старая Русса, Псков, Тверь, Торжок, и многие другие места, связанные с жизнью и творчеством великих россиян.
Вице-президент издательской корпорации McMurry Стефен Вильямс, являющийся членом совета директоров RHHF, куда, кроме него, входят еще 10 представителей бизнес-элиты США, уверен, что у `Дороги российского культурного наследия` большое будущее: на Западе входят в моду познавательный туризм и путешествия в экзотические страны, богатые историей.
Американские инвесторы, в числе которых владельцы судоходных компаний, издательских домов, отелей, готовы внести значительный финансовый вклад в проект, поддерживаемый Агентством США по международному развитию. Вкладывать в `Дорогу` намерены Delaware North, Focus Lightning, Best Western, Dan&Bredstreet Corporation и другие.
Сколько денег потребуется на реализацию этой грандиозной и долгосрочной затеи, сказать точно пока никто не берется. Маркетинговые исследования, проводимые американской стороной, еще не закончены, однако понятно, что речь идет о миллионах долларов. Кроме памятников старины, многие из которых, кстати, требуют реставрации, туристу должен быть гарантирован и европейский уровень сервиса, а он, по оценкам экспертов, весьма скромен и требует огромных вложений.
`Каждый гостеприимный хозяин старается показать свой дом уютным и ухоженным. Чтобы стать привлекательной для туристов, России нужно сделать `генеральную уборку`, как это принято перед приходом гостей`, - прокомментировал положение дел в российском туристическом сервисе президент фонда `Российское культурное наследие` Томас Тейт.
Под `генеральной уборкой` подразумевается целый комплекс мер: упрощенное получение въездной визы, строительство новых отелей, реконструкция дорог, подготовка специалистов туристического бизнеса международного уровня, развитие информационной инфраструктуры, индустрии отдыха и развлечений. Всего этого, если рассматривать в комплексе, на Северо-Западе РФ пока нет. Чтобы `Дорога российского культурного наследия` не оказалась дорогой в никуда, необходимо, считают авторы проекта, объединить усилия всех заинтересованных сторон, в том числе на федеральном и региональном уровнях.
Администрации Новгородской, Тверской, Ленинградской областей, рассматривающие туризм как важную составляющую региональной экономики, заинтересованы в проекте. Однако просто выразить согласие - мало. Американская сторона пригласила представителей местной власти войти в совет директоров фонда, что предполагает и финансовое участие в проекте.
Пока вопрос о том, найдутся ли на `Дорогу российского культурного наследия` деньги в местных бюджетах, остается открытым. В большинстве областей культура финансируется по остаточному принципу, в ряде муниципальных бюджетов туризм даже не выделен отдельной строкой. Поэтому на местах рассчитывают на местных инвесторов.
`Проект интересен, но стоит больших денег. Думаю, он мог бы стать привлекательным для российских компаний, работающих в туристическом бизнесе или в отраслях, с ним связанных. Участие в `Дороге` - отличный шанс и для малого бизнеса всего Северо-Западного региона`, - отметил начальник отдела туризма комитета по делам молодежи, физической культуре спорту и туризму администрации Ленинградской области Николай Панов.
|