В середине сентября в аудиторско-консалтинговую группу `Что делать Консалт` поступило несколько запросов от клиентов, получивших по почте рекламные письма с сообщением: `Печати и штампы, изготовленные в нарушение установленных стандартов, с 1 января 2004 года не будут иметь юридической силы`
В письмах указаны адреса двух Интернет-сайтов, где якобы можно увидеть более подробные разъяснения по данному вопросу, а также контактный телефон и телефон `горячей линии` - оба номера московские. Судя по всему, проводимая акция обещает быть весьма масштабной.
Руководитель юридической службы АКГ `Что делать Консалт` Александра Суворова изучила ситуацию и вынесла отрицательное заключение: `В последнее время предприятия Петербурга получают по почте письма с информацией о том, что с 1 января 2004 года все печати предприятий должны быть переделаны`.
В обоснование данного утверждения в письмах приводятся ссылки на следующие обстоятельства:
1. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 `О едином государственном реестре юридических лиц` во всех печатях и штампах наряду с названием должен присутствовать Основной государственный регистрационный номер (ОГРН).
2. Все печати должны соответствовать ГОСТу Р 51511-2001, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 25.12.2001 N 573-ст.
3. Юридическую силу будут иметь только документы, заверенные печатями, изготовленными с учетом требований нового ГОСТа сертифицированными изготовителями печатей (сертификаты `ПечатьСерт`, `ПолиграфСерт`).
На самом деле в вышеуказанном постановлении Правительства РФ N 438 вообще не содержится каких-либо требований к оформлению печатей юридических лиц. То обстоятельство, что каждому юридическому лицу в соответствии с данным постановлением присваивается индивидуальный ОГРН, никак не влияет на оформление его печати.
В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ `Об акционерных обществах` акционерное общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения.
Аналогичные требования применительно к печатям обществ с ограниченной ответственностью установлены в п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ `Об обществах с ограниченной ответственностью`. Иных требований к оформлению печатей коммерческих организаций действующее законодательство не содержит.
Что касается вышеупомянутого ГОСТа Р 51511-2001, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 25.12.2001 N 573-ст, то его полное наименование таково: `Печати с воспроизведением государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования`. В Разделе 1 этого ГОСТа (`Область применения`) прямо указано, что данный стандарт устанавливает форму, размеры и технические требования к печатям с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.
Таким образом, ГОСТ Р 51511-2001 не регламентирует требования к печатям, не воспроизводящим Государственный герб РФ.
Сертификация объектов на территории РФ осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ `О техническом регулировании`. Согласно ст. 20 данного ФЗ сертификация может быть обязательной и добровольной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 данного Федерального закона обязательное подтверждение соответствия (в том числе - в форме обязательной сертификации) проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.
На сегодня технический регламент, устанавливающий правила изготовления печатей для коммерческих организаций (которые не воспроизводят Государственный герб РФ), не принят. Значит, обязательная сертификация для изготовителей печатей, не воспроизводящих Государственный герб РФ, действующим законодательством не предусмотрена.
Что касается упоминаемых в рекламных материалах систем сертификации `ПечатьСерт` (утверждена постановлением Госстандарта РФ от 26.02.2003 N 18) и `ПолиграфСерт` (утверждена приказом МПТР РФ от 25.09.2001 N 178), то они являются системами добровольной сертификации, и получение выдаваемых ими сертификатов всеми изготовителями печатей не является обязательным.
Таким образом, используемые в рассылке аргументы - яркий пример заведомо ложной рекламы, которая запрещена ст. 9 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ `О рекламе`.
|