В Михайловском манеже прошел Петербургский рекламно-полиграфический форум, собравший больше сотни фирм-участниц. Он объединил четыре международные спецвыставки: `Выставку достижений рекламного хозяйства`, `Полиграфику-03`, `Упакэкспо`, `Этикетку и маркировку`. Организаторами форума выступили ВО `Рестэк`, городской Союз полиграфистов, Общественный совет по рекламе Петербурга и Ленобласти
Президент городского Союза полиграфистов Сергей Радванецкий сообщил, что в Петербурге сегодня работают пятьсот полиграфических предприятий. Однако лишь несколько десятков из них диктуют свои правила игры на рынке.
Годовой оборот петербургского полиграфического рынка сегодня достигает $300 млн. Это порядка 10% российского рынка полиграфических услуг. Львиная доля услуг (до 80%) в данном случае приходится на московский рынок.
В Петербурге наблюдается рост продаж полиграфического оборудования, в том числе активно развивается цифровая печать. Так, на октябрь намечена презентация первой в России и Восточной Европе цифровой печатной машины iGen3. Ее получило по тендеру, объявленному компанией XEROX, российско-голландское предприятие ЦИFRА, обосновавшееся в Петербурге.
В городе появляются малые и средние предприятия, быстро реагирующие на запросы рынка и отбирающих свой кусок пирога у полиграфических монстров. К примеру, в Гатчине недавно открылась типография `Профи-центр`, способная печатать полноцветные журналы и газеты на полноформатной рулонной машине Heidelberg Web Offset 16.
Правда, петербургских типографий с возможностью, например, напечатать за ночь полтора миллиона цветных предвыборных листовок - раз-два и обчелся. Это `Карелия-принт`, `Девиз`, `МДМ печать`. Несколько менее мощные крупноформатные флатовые (листовые) машины также установлены в типографиях `Светоч`, `Иван Федоров` и еще в пяти типографиях.
В целом же до сих пор в Петербурге не хватает качественного печатного оборудования, да и печать у нас пока дороже, чем у ближайших соседей - Финляндии, Германии, Польши, Чехии. Сейчас европейцы оттягивают 20% российского рынка полиграфических услуг, что в денежном выражении составляет около $100 млн.
Президент Общественного совета по рекламе Петербурга и Ленобласти, представитель российской Ассоциации рекламных агентств по Северо-Западу Сергей Пилатов сообщил, что сегодня наблюдается рост российского рекламного рынка (до 50%). Только в первом квартале этого года его объем составил $540 млн.
Если говорить о TV-рекламе, то в прошлом году она собрала $900 млн, к 2005-му должна принести уже $2 млрд. Печатная реклама развивается меньшими темпами: в этом году ее доля составит $790 млн, а в 2004-м - $880 млн. Хуже обстоят дела с рекламой на радио: в 2003 г. соберут только $90 млн, а в будущем - $120 млн.
С. Пилатов отметил активное развитие регионального рекламного рынка. На долю Петербурга в I квартале этого года пришлось $20 млн рекламных денег, что втрое меньше московских показателей. Однако зачастую стоимость рекламных расценок на том же телевидении недосягаема для большинства отечественных производителей.
Председатель Комитета по предпринимательству в сфере упаковки ТПП РФ Александр Бойко считает самой действенной и наименее агрессивной (87% россиян негативно относятся к рекламе) рекламу именно на упаковке.
Отечественная упаковочная отрасль буквально за 15 лет достигла среднего мирового уровня. Объем российского упаковочного рынка составляет около $6 млрд (по разным источникам эта цифра колеблется в пределах $3-$12 млрд).
Немалая головная боль производителя упаковки в России - контрафактная продукция (она занимает 12% в общем объеме выпускаемой тары). В особенности часто в такую продукцию упаковывают лекарства, парфюмерию, косметику. Руководитель ТУ по Петербургу и Ленобласти Комитета по антимонопольной политике Олег Коломийченко привел пример подделки упаковки для чая Lipton (официально чай расфасовывают теперь и в Петербурге), на которой даже имелся штрих-код.
|