До 2010 года российские железные дороги вложат в модернизацию транспортной системы страны более 1,3 трлн руб.
На 2003 год инвестиционная программа МПС России составит 122,6 млрд руб. (+25% к 2002-му). Основные средства предполагается направить на развитие грузовых участков сети, стыкующихся с международными транспортными коридорами (МТК), по которым следует около двух третей общего грузооборота российских стальных магистралей.
В рамках подпрограммы `Международные транспортные коридоры` федеральной программы `Модернизация транспортной системы России на период до 2010 года` капвложения превысят 21,1 млрд руб. (14% от общей величины капиталовложений МПС России) - в основном в развитие путевого хозяйства и связи. Для обеспечения безопасности и на внедрение новых технологий выделено около 85 млрд руб. (свыше 75% от общего объема инвестиций).
Для закупок подвижного состава и оборудования в 2003 году по лизинговым схемам на общую сумму в 10 млрд руб. проведен тендер, в котором определились 5 победителей: ОАО `РосБР-Лизинг`, ОАО `ВТБ-Лизинг`, ООО `Альфа-Лизинг`, `ЛК `Инпромлизинг` и `Лизинговая компания`. Эти компании предложили наиболее выгодные условия контрактов: средневзвешенная стоимость финансирования в рублях - 16,5% годовых, авансовый платеж - 18%, срок лизинга - 5,9 лет. Из этой суммы на 1 млрд руб. приобретают более 1 тыс. полувагонов, 245 пассажирских вагонов, 36 локомотивов, путевая техника.
По подпрограммам `Грузовой подвижной состав` и `Развитие пассажирского комплекса` в 2003-2010 гг. железнодорожному транспорту потребуется 125 млрд руб. на обновление локомотивов, 110 млрд руб. - на пассажирский подвижной состав и столько же - на грузовые вагоны. В рамках этой программы в 2003 году выделяется 37 млрд руб.
Еще одна забота МПС: укрепление сухопутных погранпереходов, объем перевозок внешнеторговых грузов через которые за первую половину 2003 года возрос до 196 млн тонн (+21%). Для сравнения: в 2002 году российскими железными дорогами в международном сообщении было перевезено более 350 млн тонн экспортно-импортных и транзитных грузов, что почти на 15% выше уровня 2001-го.
Столь значительная прибавка внешнеторговых перевозок требует, как считают в МПС, коренного улучшения работы пограничных железнодорожных станций и ускоренного внедрения информационных технологий для оптимизации движения поездов. Всего в 2003 году на развитие пограничных переходов по всей сети российских железных дорог было выделено 2 млрд руб.
В ближайшее время предполагается реконструкция ряда пунктов на границах с Финляндией (Бусловская, Светогорск, Вяртсиля и Кивиярви), Эстонией, Литвой и Латвией. Продолжатся модернизация железнодорожной инфраструктуры на польской границе (ст. Мамоново и Железнодорожный) и строительство новой погранстанции с Литвой (Чернышевское), с последующим переносом на нее пограничного и таможенного контроля со станций Черняховск и Нестеров.
На других направлениях планируется укрепить погранпереходы с Грузией и Азербайджаном, с Монголией, Китаем и Северной Кореей. Однако сюда направят гораздо меньше средств, чем на Северо-Запад РФ, где проходят основные российские экспортно-импортные грузопотоки.
Значительная доля инвестиций на Северо-Западе РФ `съедает` внедрение информационных технологий. Разрабатывается технология предварительной передачи информации о грузах, перемещаемых по рельсам через погранпереходы, которую планируется внедрить к началу 2004 года. Вводятся в эксплуатацию автоматизированные системы управления пограничной железнодорожной станцией. В 2004-2005 гг. все такие станции будут оснащены системами промышленного телевидения.
Еще одна статья для укрепления инфраструктуры в направлении сухопутных погранпереходов содержится в программах, связанных с развитием международных транспортных коридоров, - в первую очередь МТК-2 (Берлин-Москва - Нижний Новгород). В МПС России предложили включить вопрос о создании совместных российско-германских предприятий по продаже транспортных услуг в повестку дня очередной встречи лидеров двух стран в октябре 2003 года в Екатеринбурге.
А предварительно этот вопрос обсуждался на 14-м заседании российско-германской рабочей группы по стратегическим вопросам в области экономики и финансов, состоявшемся в конце августа в Череповце. После этого Немецкие железные дороги (Deutsche Bahn AG) и МПС России взялись за выработку концепции партнерства. Причем на заседании в Череповце подчеркивалось, что речь должна идти о стратегическом сотрудничестве железнодорожников двух стран. Ведь именно на них ложится основная нагрузка по развитию МТК. Стальные магистрали Польши и Белоруссии для сокращения сроков доставки грузов в сообщении между Германией и Россией всегда действовали сообща.
Повышенный интерес немецкой стороны вызвало предложение МПС России о переключении экспортного грузопотока из Германии (5-8 млн тонн в год) через МТК Берлин - Варшава - Минск - Москва на евроазиатский коридор `Север - Юг`. Не случайно немцы инициировали создание руководящего комитета железных дорог России, Германии, Польши и Белоруссии по вопросам развития железнодорожных услуг в коридоре Берлин - Варшава - Минск - Москва (образован в начале марта 2003 года в Берлине). А следующее заседание комитета было проведено в Варшаве: без участия поляков Германии и России было бы трудно развивать свои инициативы.
Кроме того, железные дороги четырех стран намерены добиваться оптимизации таможенного и пограничного контроля на госграницах. В идеале в пассажирских поездах его должны проводить во время движения. Это особенно важно для составов, оснащенных системой автоматической настройки на определенную ширину колеи, проезжающих через пограничный переход Тересполь - Брест (размер колеи российских и белорусских железных дорог - 1520 мм, а европейских - 1435 мм). Эта мера также позволит исключить ночной досмотр в поездах, что причиняет неудобства пассажирам.
В сфере грузоперевозок разрабатывается проект внедрения единой системы слежения за грузом в пути. Стороны обсудили различные варианты финансирования проекта (в частности за счет фондов развития ЕС).
А первым практическим шагом на пути развития сотрудничества можно считать намерение ввести в действие с 01.01.2004 единых для четырех стран правил руководства контролем качества железнодорожных перевозок. Дальнейшие результаты партнерства планируется обсудить на следующем заседании руководящего комитета в I квартале 2004 года.
Грузоперевозки и грузооборот российских железных дорог за 8 месяцев 2003 года
Грузоперевозки % к 8 мес. 2002 г. Грузооборот % к 8 мес. 2002 г.
(млн тонн) (млрд тонно-километров)
Всего 760 +5,2% 1088,6 +11,6%
|