Министр энергетики РФ Игорь Юсуфов полагает, что для нормального развития отрасли необходимо не менее $100 млрд. Вопрос в том, как их привлечь
Для этого, считает зампредседателя правления РАО Вячеслав Синюгин, процесс реструктуризации РАО `ЕЭС России` следует ускорить: сейчас Евросоюз создает общие правила для электроэнергетики стран, которые вошли в него. Поэтому открываются новые возможности для российской электроэнергетики.
Концепция стратегии развития РАО `ЕЭС России` в мае 2003 года одобрена Правительством РФ и уже реализуется. Создана единая сетевая компания для продаж электроэнергии на рынке, начато формирование региональных энергетических компаний и инфраструктуры оптовых продаж.
В свою очередь в Минэнергетики России стремятся дополнить развитие конкурентоспособного рынка эффективным госрегулированием. Уже принят Федеральный закон о техническом регулировании. В Минэнергетики проводят ревизию нормативно-правовой базы (обновлено 40 основополагающих документов).
В РАО `ЕЭС России` и в Минэнергетики активно привлекают к сотрудничеству западных экспертов. В частности, управляющий директор инвестиционно-банковского управления компании Renaissance Capital Ходсон Торнбер полагает, что после завершения реформы отрасли в 2006 году Россия сможет кардинально изменить свои позиции на глобальном рынке электроэнергетики. Именно к этому времени должна измениться расстановка сил в мировом топливно-энергетическом секторе экономики.
Сейчас самое удобное время, чтобы попытаться вписаться в будущий `новый мировой порядок`.
Для этого нужно только уточнить программу реформ. В общих чертах путь известен: требуется отделить естественные монополии (сетевые компании) от конкурентных видов деятельности (производство и сбыт), создать конкурентный оптовый рынок электроэнергии, провести приватизацию основных генерирующих и сбытовых компаний, а после этого поэтапно создать условия конкуренции на розничных рынках. При этом понадобится заново создать сильную систему госрегулирования для обеспечения качества услуг и предотвращения злоупотреблений со стороны естественных монополий.
Х. Торнбер осуществляет мониторинг за состоянием российской энергетики с 1991 года и уверен, что в России следуют правильным курсом, который сформировался в 1994-1997 гг. под руководством вице-премьера РФ Бориса Немцова.
В 1998-2000 гг. Анатолий Чубайс инициировал реформу РАО `ЕЭС России`, суть которой ему позднее удалось закрепить в постановлении Правительства РФ N 526 от 11.07.2001.
В 2001-2003 гг. проект А. Чубайса с помощью министра экономики РФ Германа Грефа удалось провести сквозь горнило публичных дискуссий, после чего был принят пакет законов, в которых закрепили планы реформирования российской электроэнергетики.
Итак, тридцать генерирующих компаний образуют национальный рынок мощностью в 207 тыс. МВт электроэнергии и около 300 тыс. Гкал/час тепла. При этом 80% из этих компаний способны конкурировать между собой, потому что связаны в рамках интегрированного оптового рынка.
Остальное - доля нескольких изолированных (фактически монопольных) энергосистем. Примерно в 5 тыс. узлах оптового рынка должны формироваться спотовые цены за потребляемую энергию. Появляется несколько (ориентировочно пять) распределительных сетевых компаний, ряд компаний по поставке электроэнергии по регулируемому тарифу, контролируемые государством, и конкурирующие между собой независимые поставщики.
В госсобственности остаются магистральные сети (220-1150 кВт) и централизованная система диспетчерского управления.
Такая модель, по мнению Х. Торнбера, - настоящая победа главы РАО `ЕЭС России` А. Чубайса. Однако этого недостаточно для того, чтобы иностранные инвесторы вкладывали в российскую энергетику средства. Их отпугивают автократия, коррупция, незначительный опыт и неадекватные правовые инструменты регулирования поведения на рынке, политическая уязвимость при колебании цен (значительные скачки цен способны привести к дефициту электроэнергии и возобновлению госрегулирования), обязательства по централизованным поставкам тепла, перекрестное субсидирование в сфере энергопотребления и неэффективное финансовое управление в отрасли.
Поэтому при реформах энергетики рекомендуется сосредоточиться, в первую очередь, на создании эффективной системы регулирования. Необходимы профессиональный регулирующий орган, не зависящий от политического давления и влияния крупных потребителей, коммерческие лицензии по видам деятельности вместо указанных в новом законе об электроэнергетике `обязательных договоров`, минимизация субъективного административного регулирования, введение прозрачных процедур через механизм лицензирования и антимонопольного контроля. Причем регулирующий орган, как минимум, должен обладать правом установления предельного уровня ценовых заявок.
При реструктуризации электроэнергетики РФ полезно учесть американский опыт. Из него следует, что фиксирование розничных тарифов при свободном формировании оптовых цен способно привести к кризису энергосистем, аналогичному тому, что разразился в Калифорнии в 2001 году.
Опасна децентрализация системы диспетчерского контроля (это стало одной из причин кризиса на северо-востоке США в августе 2003 года). В рыночные механизмы электроэнергетики способны вмешиваться олигархи (в этом подозревают, например, в США компании Ernon, Mirant).
Нежелательна также децентрализация системы формирования защиты общественных интересов (создание региональных комиссий). Это может привести в перспективе к неравномерному уровню развития региональных энергосистем...
Полезно также учесть опыт Великобритании и других стран при разработке механизма коммерческих лицензий: они должны выдаваться на конкретные виды деятельности.
В лицензиях должны быть четкие формулы расчета регулируемых тарифов. Административный контроль должен осуществляться только в рамках контроля за выполнением лицензионных требований.
Есть и другие рекомендации. Скажем, финансирование компаний, вырабатывающих тепловую энергию, эксперт советует осуществлять за счет муниципалитетов, а расходы на обеспечение поддержки резервирования мощностей включить в схемы оплаты электроэнергии.
Должны также появиться инструменты управления рыночными рисками. Их роль могут выполнять договоры между производителями и поставщиками. Для контроля за поведением монополистов полезен мониторинг затрат сетевых и генерирующих компаний.
В. Синюгин считает эти рекомендации в основном выполнимыми, особо подчеркивая роль госрегулирования в топливно-энергетическом комплексе и согласования стратегии развития энергетики с проблемами реформирования системы госвласти. На это позволяют надеяться, в частности, законы, регламентирующие ход реформирования электроэнергетики, подписанные 1 апреля Президентом РФ, несмотря на то, что положения о регулировании пока не отражены в них.
К тому же 1 сентября М. Касьянов подписал распоряжение о создании генерирующих компаний оптового рынка электроэнергии. А после формирования ОГК в ходе реструктуризации РАО `ЕЭС России` запланировано проведение пробных аукционов по обмену акций РАО `ЕЭС России` на акции ОГК, где определится рыночная стоимость компаний.
Однако, несмотря на успешное продвижение реформ, эксперты, консультирующие международные банки, страхующие инвестиционные риски, скупы на рекомендации, которые давали бы зеленый свет партнерству с российскими энергетиками. Впечатление такое, что по мере углубления реформы аппетиты консультантов в раздаче советов только растут.
Что бы там ни предпринимали в России, в частности директор аналитического отдела компании UFG С. О`Саливан полагает, что, в лучшем случае, вложения в российскую электроэнергетику от частных компаний ожидаются не раньше чем через три года. И то если ситуация прояснится по целому ряду параметров. Например, некоторые энергокомпании должны продемонстрировать к 2006 году стабильные дивиденды. Также многое будет зависеть от уровня доступности российских рынков продаж электроэнергии.
А Ходсон Торнбер уточнил, что через три года на российском рынке среди стратегических инвесторов могут появиться только пионеры. Остальные еще примерно столько же времени будут присматриваться к тому, как у тех пойдут дела. И только потом можно надеяться на заметный приток инвестиций в Россию.
|