Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Северная верфь избежала банкротства - ЭиВ N 38 (475)
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Северная верфь избежала банкротства
No. 38 (475) 06.10.2003
Нелли ЕФИМОВА
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти отклонил иск Минфина РФ о взыскании с ОАО `Судостроительный завод `Северная верфь` $603 млн. Таким образом, верфь избежала банкротства, так как такую сумму ни само судостроительное предприятие, ни держатель ее контрольного пакета акций - московская холдинговая компания `Новые программы и концепции` (НПК) выплатить не в состоянии



Впрочем, как отмечают наблюдатели, столь крупную сумму не смогла бы выплатить ни одна российская компания.



История конфликта

Судебная тяжба длится полтора года. В июле 2002-го Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области первой инстанции вынес решение по иску заместителя прокурора Санкт-Петербурга в интересах Минфина РФ. Речь шла о взыскании с судостроительного предприятия суммы, которую с 1987-го по 1996 год государство перечисляло на строительство корпусов двух эсминцев проекта 956. С учетом индексации, проведенной Минобороны, она составила 182,6 млн руб. Но в ходе судебного заседания истец увеличил размеры до $603,9 млн.

Суд обвинил предприятие в том, что оно незаконно приобрело недостроенные корпуса боевых кораблей, которые являются федеральной собственностью, достроило их и продало в Китай и, следовательно, незаконно обогатилось. В соответствии с ГК РФ государство вправе требовать от верфи эсминцы. Но так как два эскадренных миноносца уже служат ВМС Китая и по нормам международного права возврату не подлежат, то возмещению подлежит сумма стоимости двух готовых эсминцев.



Разгорелся сыр-бор

из-за ржавых корпусов

На `Северной верфи` такое решение суда назвали абсурдным. Корпуса эсминцев были заложены в конце 1980-х годов на ленинградском судостроительном заводе `Северная верфь` (с 1992 года - АООТ `Северная верфь`, которая стала преемником ГП) по заказу Минобороны для ВМФ СССР.

Но в начале 1990-х заказ практически не финансировался. В 1997 году недостроенные корпуса у обанкротившегося АООТ `Северная верфь` приобрело вновь образованное ОАО `Судостроительный завод `Северная верфь`.

Позже, получив заказ на достройку кораблей для ВМС Китая, верфь в 2000-2001 гг. успешно выполнила экспортный контракт в соответствии с договором комиссии, подписанным с ГК `Росвооружение` (ныне - ФГУП `Рособоронэкспорт`). Государство от этой сделки получило комиссионные свыше $20 млн.

Защита ссылалась на законодательные акты, подтверждающие, что два недостроенных корпуса эсминцев, которые строились по договору подряда, государству не принадлежали и были приобретены верфью по закону. На момент их приобретения ОАО `Судостроительный завод `Северная верфь` имело лицензию на разработку и производство военной техники.

Недостроенные корпуса, как утверждают очевидцы, представляли собой убогое зрелище. Фактически треть оборудования в одном из корпусов, который простоял под открытым небом 10 лет, пришлось демонтировать: многие узлы пришли в негодность. Подвергся коррозии и корпус другого эсминца.

Весной прошлого года Счетная палата РФ оценила тогдашнюю готовность корпусов в 70% и 40%. Но строительная готовность корпусов несоизмерима со стоимостью готовых эсминцев. В стоимости корабля собственные трудозатраты верфи не превышают 15%.



Чисто российская конкуренция

В НПК считали, что решение суда было вынесено не случайно и в пользу сил, заинтересованных в смене собственника верфи. А инструментом для этих целей было выбрано силовое ведомство - прокуратура. Держатель контрольного пакета акций связывал решение суда о взыскании $603,9 млн с борьбой за новый экспортный заказ на постройку трех эсминцев проекта 956 ЭМ, который по решению Российского агентства по судостроению был размещен на `Северной верфи`. Ряд аналитиков рассматривал случившееся как желание конкурентов, имеющих сильное лобби в правительственных кругах, отобрать у НПК оборонные заказы, связанные с кораблестроением.



Продолжение судебной тяжбы

не исключается

В декабре прошлого года апелляционная инстанция арбитражного суда удовлетворила жалобу `Северной верфи` и отменила решение первой судебной инстанции. Однако Минфин подал в кассационную инстанцию, которая в июле 2003-го вернула дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. И на этот раз суд первой инстанции отклонил иск министерства.

Однако в НПК не исключают, что прокуратура Санкт-Петербурга, действующая от лица Минфина РФ, может опротестовать сентябрьское решение суда.

Другие материалы рубрики
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
30.11.23Лекарство от экономического пессимизма
В первые годы рыночных реформ Петербург потерял сотни предприятий — об этом, как и о причинах случившегося, говорят и пишут уже больше двух десятков лет. Куда меньше известно, что за это же время в городе появились сотни новых российских компаний, причем многие были созданы буквально с нуля, с чистого листа, а сейчас имеют миллиардные обороты и входят во всевозможные «топы».
28.02.19Что имеем — не храним?
22.09.08Столичное шоу из Вологды
В Выставочном зале правительства Москвы прошла выставка-ярмарка `Вологодский продукт в Москве`. Она была организована департаментом продовольственных ресурсов, торговли и услуг Вологодской области
22.09.08Много молока не бывает
В течение пяти лет объемы производства молока в Ленинградской области должны вырасти на 30%, чтобы обеспечить потребности Петербурга и области
22.09.08Хороший климат дает результаты
Индекс промышленного производства в Псковской области превысил средней показатель по СЗФО
22.09.08`Петмол` отметил новоселье
14.04.08Новости промышленности
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru