В течение осенней сессии, последней для Госдумы нынешнего созыва, депутаты должны успеть рассмотреть среди прочих и проект нового закона `О торгово-промышленных палатах РФ`. Документ был внесен главой ТПП РФ Евгением Примаковым, с тем чтобы, с одной стороны, привести законодательство о торгово-промышленных палатах в соответствие с реалиями нашего времени (сегодня система ТПП России живет по закону, принятому в 1993 году), а с другой - закрепить за ТПП законодательно некоторые функции, которые палаты должны выполнять, являясь общественными организациями, участвующими в процессе регулирования и саморегулирования экономики страны.
Одним из важных моментов данного законопроекта является передача государственными структурами части своих функций по регулированию экономических процессов в ведение системы торгово-промышленных палат. Кроме того, новый закон должен усилить позиции ТПП в представлении интересов бизнеса в коридорах власти. Согласно документу ТПП может участвовать в разработке и реализации государственных и муниципальных программ на трех уровнях власти, а также получит право на выдвижение законов и нормативных актов.
Поскольку поддержка предпринимательской инициативы - одно из главных направлений деятельности ТПП, в предложенном на рассмотрение проекте нашел отражение и этот вопрос. Однако самым революционным и для многих чиновников спорным моментом законопроекта выступает функция ТПП, предусматривающая организацию и проведение палатами конкурсов на размещение заказов для государственных и муниципальных нужд.
С учетом того что проведение тендеров в реалиях современной России является делом не только приятным, но и выгодным, очень немногие верят в успешное прохождение данным пунктом закона депутатских слушаний.
Между тем президент Ленинградской областной ТПП Рашид Исмагилов рассчитывает на благополучный для палат исход.
- Мы должны понимать, что расширение функций торгово-промышленных палат позволит вывести экономическую общественность из состояния пассивного наблюдателя, даст веру и реальную возможность через систему ТПП стать активным участником всего процесса регулирования экономики, в том числе и конкурсных процедур.
Сегодня экономическое сообщество никак не может на это влиять, и живет по принципу: опубликует тендерная комиссия объявление - придем, а если нет, то что ж самим напрашиваться, ведь мы не в силах что-либо предпринять.
У представителей делового сообщества, объединяющегося в такие общественные организации, как ТПП, действительно есть оптимизм по поводу того, что депутатам Госдумы хватит ответственности, чтобы принять этот закон. Если смотреть с практической точки зрения, то депутаты нынешнего созыва не могут не вспомнить о том, что сегодня они депутаты, а завтра - снова предприниматели и промышленники. И, в конце концов, им тоже жить с этими законами.
В любом случае унылая позиция бизнеса, которому понятно, кто за что борется, надоела многим, в том числе и активным, созидающим личностям в структуре власти. Той системой проведения тендеров, которая существует сегодня, в стране, по сути, легализованы взятки. Надо от этого уходить и принимать цивилизованный закон, передающий процедуру в организации, которые и подконтрольны бизнесу, и отражают интересы широких его слоев, и максимально прозрачны для общества. Такими являются на сегодня торгово-промышленные палаты.
- Рашид Фаатович, проект нового закона `О торгово-промышленных палатах РФ` в целом вписывается в `Концепцию государственной промышленной политики России`, которая была направлена ТПП РФ в администрацию президента России. Есть ли уже какая-то реакция со стороны администрации на этот документ?
- Сейчас мы ждем этой реакции. В любом случае пока у России, в частности у Северо-Запада, нет четко сформированной государственной промышленной политики. Отсутствует система приоритетов. На наш взгляд, они заключаются, прежде всего, в наращивании инвестиций в реальный, производящий и перерабатывающий сектор экономики, в переходе на инновационный путь ее развития, а также в структурной перестройке промышленного сектора.
Ни для кого не секрет, что основные доходы сегодня сосредоточены в добывающих, сырьевых отраслях. Сохранение достаточно высоких цен на нефть способствует вполне безмятежной и размеренной работе федерального правительства над формированием стратегии в области промышленной политики. Правительство, к сожалению, инерционно действует по принципу пословицы `Пока гром не грянет, мужик не перекрестится`.
Однако все мы понимаем, что рассчитывать на сырьевую составляющую и жить под лозунгом `Нам сегодня хватит` - нельзя. `Нефтяная игла` расслабляет, отучает думать и развиваться и в конечном итоге может просто погубить отечественную экономику.
Пути избавления страны от постоянной зависимости от сырьевых и добывающих отраслей и предлагает концепция, разработанная ТПП РФ. Мы же, территориальные торгово-промышленные палаты, ведем работу над тем, чтобы эта концепция стала общественным достоянием на местах и получила поддержку (или замечания - к этому мы тоже готовы) как можно большего числа участников экономических процессов.
Установив обратную связь с хозяйствующими субъектами, мы постараемся избрать самый оптимальный путь воздействия торгово-промышленных палат как представителей бизнеса на федеральную власть, чтобы та предпринимала более активные действия в направлении выработки государственной стратегии промышленной политики.
Именно с этой целью в варианте концепции промышленной политики ТПП РФ представлена и достаточно обширная нормативно-правовая база, которая нуждается в частичных или полных изменениях. В частности, к концепции приложены такие законопроекты, как `О промышленном развитии`, `О государственном внебюджетном ссудном фонде промышленности`, `О целевой ускоренной модернизации`, `О порядке предоставления инвестиционного налогового кредита предприятиям приоритетных отраслей промышленности`.
- Какие финансовые инструменты могут стать наиболее оптимальными в рамках реализации концепции?
- В качестве одного из инструментов ТПП рассматривает перераспределение природной ренты, что неизбежно повлечет за собой переориентацию бизнеса с добывающих отраслей на перерабатывающие. За счет природной ренты, между прочим, можно будет снизить налоговую и социальную нагрузку, которую несет сегодня малый и средний бизнес, и наконец-то дать ему возможность расправить плечи, развиться, перейти из серой среды обитания в правовое поле, превратившись из `дойной коровы` в `курочку, несущую золотые яйца`.
|