Правительство Петербурга в целом одобрило проект бюджета на 2004 год. Но, судя по тем замечаниям, которые высказали депутаты Законодательного собрания города, за него еще предстоит побороться. Как сказал один из парламентариев: `Бюджет подготовлен под старую команду`
Проект готовили на основании среднесрочного финансового плана города (принят в мае этого года) и макропоказателей, утвержденных Минэкономразвития РФ. К сожалению, практически готовый документ пришлось корректировать после того, как Правительство РФ в августе утвердило программу социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. В ней еще больше, чем ранее, были ограничены расходы бюджетов субъектов и муниципальных образований.
В итоге основные параметры в проекте бюджета на 2004 год, заложенные в соответствии со среднесрочным финансовым планом, были изменены. Доходы и расходы уменьшились приблизительно на 3 млрд руб. и составили 80,195 млн руб. и 83,894 млн руб. Дефицит не изменился и составил 3,7 млрд руб.
Сжатие доходной части проекта бюджета и. о. председателя Комитета финансов администрации Петербурга Михаил Крылов объяснил следующими обстоятельствами. Прежде всего несовершенством схемы распределения акцизов на бензин.
Как и в 2003 году, основными их плательщиками останутся нефтеперерабатывающие заводы, а не АЗС. Поэтому стоит ожидать неравномерного распределения акцизов по регионам. В Петербурге это приведет также к уменьшению расходов территориально-дорожного фонда, поскольку он финансируется в основном за счет этих платежей.
Корректировать доходную базу пришлось после того, как ЗС не приняло закон об увеличении ставок на игорный бизнес. Со следующего года этот налог будет полностью поступать в городской бюджет, но по минимальным ставкам.
Разработчики проекта бюджета на 2004 год четко следовали приоритетам, заложенным в среднесрочном финансовом плане. Как и намечалось, увеличится зарплата работников бюджетной сферы. На эти цели предлагается выделить 22 млрд руб. (26,3% всех расходов). Это больше, чем было заявлено в плане-прогнозе.
Разработчики ставят задачу довести среднюю зарплату бюджетников до двухкратного превышения прожиточного минимума. В целом социальная доля в расходах достигнет 47% (в 2002 году - 40%).
Принятый в сентябре этого года ЗС закон `О ежемесячных выплатах пенсионерам` потребует, по оценке депутатов, 2,7 млрд руб. А в проекте бюджета по этой статье предполагается финансирование в размере 330 млн руб.
Недостающие средства в принципе по закону можно внести в проект, потому что частично они уже заложены. Но возникает вопрос: каким образом это сделать?
Администрация склонна выплаты производить поэтапно: в первом полугодии 2004 года - пенсионерам в возрасте свыше 75 лет, во втором полугодии - более 70 лет, - с тем чтобы до 2006 года сравнять размер выплаченной пенсии с прожиточным минимумом. От горадминистрации с этим предложением выступил председатель Комитета по труду и социальной защите населения Владимир Дербин. Исполняющий обязанности губернатора города Александр Беглов, комментируя принятый ЗС закон, назвал его популистским.
Еще один приоритет по финансовому плану - капитальные вложения. В проекте бюджета на 2004 год на эти цели выделяют 18,9 млрд руб. Больше, чем в 2003-м, средств направят на капитальное строительство.
Внушительнее стал целевой фонд развития инфраструктуры. На него выделяется 5,2 млрд руб. (в 2003-м - 1,6 млрд руб.). Фонд формируется второй год, но эффект от вложений ставится под сомнение.
Как заявил в своем выступлении на заседании правительства депутат ЗС Сергей Андреев, надо более адресно подходить к отбору проектов, претендующих на бюджетное финансирование. По его словам, те из них, что уже утверждены на 2004 год, не представлены в концепции увеличения инвестиционной привлекательности Петербурга. Саму концепцию разработал Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли администрации города, который, собственно говоря, и занимается отбором проектов.
Расходы на капитальный ремонт в 2004 году останутся на уровне 2002 года. На капитальный ремонт ЖКХ выделяют на 147 млн руб. больше, чем в 2003-м. А, как известно, средств на поддержание жилого фонда сейчас катастрофически не хватает. Об этом говорят не только депутаты, но и чиновники.
Очевидно, именно эта статья расходов станет предметом дискуссии в ЗС. На заседании правительства С. Андреев предложил дополнительные средства на капремонт выделить за счет увеличения бюджетного дефицита.
Бюджетный дефицит в 2004 году обусловлен в большей степени проблемами межбюджетных отношений. Правительство РФ до сих пор не ответило четко, чем будет компенсироваться отмена со следующего года налога с продаж, за счет которого на 80% формируются бюджеты муниципальных образований.
Не получено в полной мере возмещение за изъятые из регионов акцизы на табак. Кроме того, Петербургу предложено в 2004 году частично профинансировать строительство КАД, а также выделить средства на возведение новой станции метро `Комендантский проспект`.
Деньги на строительство метро, так же как и деньги из федерального фонда компенсаций, до сих пор не распределены по регионам.
Правительство города бюджет в целом приняло, но предложило его доработать до внесения в ЗС согласно с высказанными на заседании замечаниями. Основная битва за городской кошелек развернется в ЗС, куда проект бюджета поступит в начале октября.
|