На II Российско-американском энергетическом форуме представители Газпрома заявили о намерении разрабатывать месторождения газа на шельфе Арктики. Основную часть сырья, естественно, предполагают отправлять на экспорт. Не исключено, что большая часть пойдет в США, где испытывают дефицит в газе. А доставлять газ предполагается на морских танкерах, которые будут швартоваться в Мурманске, куда придется протянуть трубопровод...
Директор Эксимбанка США Эйприл Фоули полагает, что портовая зона около Мурманска - привлекательный объект для инвестиций. Отсюда и путь для вывоза углеводородов в 1,5 раза короче, чем, скажем, из Африки. И американские банки готовы расширить партнерство с российской стороной по проектам, связанным с транспортировкой и сжижением газа.
При этом американские эксперты признают, что Газпром располагает достаточными финансовыми ресурсами для реализации столь крупного инвестиционного проекта. Однако ему понадобятся западные технологии по сжижению газа, которые готовы предоставить компании США.
И еще: если собираешься чистить зубы, следует подумать не только о пасте, но и о зубной щетке. Ведь прежде чем начать разработку месторождений, неплохо бы застолбить рынки сбыта. А на рынок США так просто российским компаниям не пробиться...
В принципе о сбыте сжиженного газа можно договориться и со странами ЕС. Однако и там подходят к вопросу аналогично. Западные инвесторы хотят участвовать во всей цепочке транспортировок - от заводов по сжижению газа до морского терминала по перевалке сырья в танкеры.
Как стало понятно из беседы с замминистра экономического развития и торговли Андреем Шароновым, не все так просто. Инвесторы готовы вкладывать средства в добычу и транспортировку газа. Но переговоры начнутся лишь в том случае, если газовый рынок повернет в сторону либерализации. А либерализовать сегмент рынка, где 88% контролирует одна компания - `Газпром`, нельзя.
Такой рынок должен по российским законам регулироваться государством. Отсюда появилось почти ультимативное условие: разделить Газпром на несколько независимых друг от друга газодобывающих компаний. Они могут быть консолидированными, но при этом быть отдельными юридическими лицами с самостоятельными капиталами и центрами прибыли.
В Газпроме готовы начать переговоры только о создании газотранспортной компании. Поэтому об участии иностранных инвесторов в газодобыче говорить преждевременно, а вот в совместных проектах - возможно.
В Газпроме согласны, что эту транспортную компанию можно сразу освободить от всех непрофильных активов по отношению к перекачке газа. Однако выделить имущество ей соглашаются лишь в аренду, а не в качестве уставного капитала.
Дальше пока продвинуться не удается, потому что монополисты заявляют о неготовности к либерализации диспетчерской службы. В Газпроме ссылаются на то, что процесс диспетчеризации влияет не только на загрузку трубы, но и на режимы добычи газа.
А вот в Минэкономразвития РФ не видят особой проблемы: ведь в электроэнергетике диспетчерская служба еще сложнее - она связана с продуктом немедленного потребления. Причем процесс затрагивает не только режим загрузки энергосетей, но и работу самих генераторов. Тем не менее энергетики нашли способ либерализации диспетчерской службы. И системные операторы в РАО `ЕЭС` уже отделены от сетевых компаний...
Предстоит также решить и ряд других проблем. Западные инвесторы настаивают на едином подходе к ценообразованию на газ. Тогда им станет понятно, по какой цене будут продавать сырье - по реальной (рыночной) или искусственно завышенной для покрытия издержек компании от неэффективного ведения бизнеса.
В Минэкономразвития РФ принципиально не возражают против продаж газа внутри России на рыночных принципах. Вопрос в том, как определить рыночную стоимость продукции монополиста. Ведь она должна складываться на основе баланса спроса и предложения. В таком аспекте интересы производителей и потребителей совпадают: первые не желают получать больше поставок по нерегулируемым ценам. Они не хотят получать продукцию по так называемым неиспользованным лимитам, которые навязывает Газпром.
Монополист может всегда организовать информационные потоки через свою диспетчерскую службу так, чтобы дезориентировать потребителя. В результате газ подают по жесткому графику, установленному монополистом. А ведь энергию газовых электростанций потребляют в разное время суток и в отдельные дни по-разному. И значит, требуется сжигать разное количество газа. Газпром же вынуждает работать по линейному графику. При этом лимиты, которые не выбирают, потом не восполняют, а за перерасход предприятия штрафуют...
Возможна также и либерализация рынка акций, на чем настаивают иностранные инвесторы. Правда, пока в России не решили, как начать процедуру. По первому варианту предлагается сначала сосредоточить полный контроль за Газпромом у государства - сконцентрировать в госпакете 50% +1 акцию. По второму - достаточно контролировать нынешний пакет в 38% акций компании. Умелая предпродажная подготовка позволит увеличить капитализацию Газпрома в 1,5-2 раза, что нужно для повышения спроса на его акции и для реструктуризации долгов. Однако в ближайшее время правительство обещало определиться, что делать с Газпромом...
Между тем западные инвесторы ждут, чем закончатся попытки либерализации хотя бы части российского газового рынка. Пока американские банки, например, готовы на льготных условиях финансировать из российских энергетических предприятий только нефтяников - компании `Юкос` и `Сибнефть`, а также `ЛУКОЙЛ`, которые все вместе, по данным Эксимбанка США, создают 20% ВВП РФ. |