Правительство РФ 16 октября будет рассматривать новый базовый документ для жизнедеятельности малого бизнеса. Он призван заменить ныне действующий Федеральный закон РФ `О государственной поддержке малого предпринимательства` от 1995 года. Насколько более удачным окажется новый акт, по сравнению с уже опробованным, покажет время и... статистика выживших, а, возможно, и получивших развитие малых предприятий
Пока же чиновники дискутируют о былых ошибках, сегодняшних результатах и о желаемых перспективах в практическом диалоге бизнеса и власти. Вполне логичной площадкой в поисках лучшей и взаимовыгодной жизни для власть имущих и малого бизнеса стал Международный форум `Российский промышленник-2003`.
Сегодня сектор малого бизнеса России насчитывает около 850 тыс. предприятий и 4,5 млн индивидуальных предпринимателей, на которых приходятся 12% ВВП страны. Тем не менее 80% всех малых предприятий концентрируются в Петербурге, Архангельской, Вологодской, Калининградской и Ленинградской областях.
Первый зампредседателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Петербурга (КЭРППиТ) Юрий Раков убежден: `Наша главная задача - не лишить предпринимателей их едва зарождающейся уверенности в том, что власть готова к сотрудничеству`.
Предприниматели преодолевают барьеры в суде...
Между прочим, с учетом грядущих перемен в законодательном фундаменте малого бизнеса Торгово-промышленная палата РФ вносит в Правительство страны законопроект о том, что все налоговые поступления от малого предпринимательства надо передать в регионы, причем в следующей пропорции: 70% - на муниципальный уровень и 30% - на региональный.
`Мне кажется, что в плане пропорций ТПП немного перегибает палку, - поделился г-н Раков. - Однако новое законодательство это подкорректирует. В любом случае муниципалы должны как никто быть заинтересованы в развитии малого предпринимательства`.
Малый бизнес Петербурга, в свою очередь, памятуя об откровенном провале городских чиновников в реализации целевой программы поддержки малого предпринимательства в 2001 году, а также о вялости реализации документа в последующие годы, доверие к власти спрятал до лучших времен.
Не способствуют открытости предпринимателей и постоянные барьеры в работе, устанавливаемые локальными чиновниками. По словам Татьяны Кузьменковой, замначальника отдела контроля за органами власти ТУ МАП Петербурга и области, за последнее время управление приняло ряд предписаний по поводу нарушений прав предпринимателей в Калининском, Адмиралтейском, Курортном, Невском и других районах. Причем интересы многих малых бизнесменов приходится отстаивать в арбитражном суде.
По признанию г-жи Кузьменковой, особенно часто преграды появляются в сфере регулирования мелкорозничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Районные администрации требуют от предпринимателей пройти местную регистрацию (конечно за плату), незаконно регулируют режим торговли, создают дополнительные сложности на пути получения лицензий.
Как отметил начальник управления потребительского рынка КЭРППиТ Юрий Петров, `с законодателями и КУГИ также не всегда можно найти общий язык относительно реальной поддержки малого бизнеса`.
Например, в начале этого года была отменена льгота по арендной плате для так называемых социально значимых объектов по реализации детских товаров, хлебобулочных изделий, сельхозпродукции, чем в основном занимается малое предпринимательство.
Г-н Петров подчеркнул: `Эти льготы бизнесмены получили в тяжелейший 1998 год. А сейчас многие из магазинов, работавших в социально значимых отраслях, умерли, следовательно, сектор бытового обслуживания сократился. Неужели непонятно, что КУГИ рубит сук, на котором мы с вами сидим?`.
После многочисленных дебатов по этому вопросу все раз за разом возвращалось на круги своя. По словам Ю. Петрова, `в ЗС сейчас есть понимание этой ситуации и в скором времени необходимые поправки к закону о поддержке малого предпринимательства должны быть приняты`.
Законы дополнит
Кодекс чести?
Представители малого предпринимательства сторонятся дополнительных контактов с чиновниками, а последние сетуют на то, что без правдивой информации о состоянии малого бизнеса не удастся сформировать необходимую инфраструктуру для его дальнейшего развития. О размытости информационного поля по поводу жизнедеятельности предприятий малого бизнеса говорят весьма специфические рекорды.
По данным зампредседателя Петербургкомстата Дмитрия Дорофеева, северная столица лидирует по количеству предприятий, якобы действующих по одному юридическому адресу, - 3 тыс. предприятий на один (!) юридический адрес. В связи с этим г-н Дорофеев заявил об острой необходимости принять закон, что в случае ликвидации организация обязана сняться с учета.
Кроме того, он поведал о том, что в апреле 2004 года планируется провести первое полноценное обследование индивидуальных предпринимателей (без образования юридического лица), результаты которого, возможно, станут хорошей подмогой в наращивании информационных ресурсов о состоянии малого бизнеса.
Между тем на роль своеобразных посредников между бизнесом и властью претендуют центры делового развития. Напомним, что в Петербурге реализуется программа создания в каждом районе такого центра. В минувшем году было открыто пять центров в Адмиралтейском, Красногвардейском, Калининском, Петроградском и Петродворцовом районах. В этом году список пополнили еще два района, в том числе - Приморский.
По мнению многих муниципалов, центры должны действовать по принципу столь популярного ныне Кодекса чести. Как отметила замглавы ТУ Приморского административного района Петербурга Раиса Иванова, посредник между бизнесом и властью `должен иметь желание работать, а не урвать, в противном случае доверительные отношения установить будет невозможно`. |