Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Отечественный автопром на пороге эры Euro - ЭиВ N 37 (474)
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Отечественный автопром на пороге эры Euro
No. 37 (474) 29.09.2003
Елена КИМ
Минувшая неделя вместе с легким спадом политического градуса и частично наступившим поствыборным синдромом немало оживила затихший в последние недели экономический аспект жизни Петербурга. В центре внимания оказались проблемные зоны и прогрессивные сдвиги отечественной промышленности. Северная столица встречала участников VII Международного форума `Российский промышленник-2003`



В этом году в гости к `Российскому промышленнику` пожаловали представители более 40 областей, краев и республик страны и шести государств дальнего зарубежья. Свыше 380 фирм-участниц сформировали в рамках форума три специализированные выставки, в частности `Промэкспо`, которая включала такие разделы, как машиностроение, металлообработка, металлургия, и другие, а также выставки `Малый бизнес` и `Атомная промышленность`.



Выхлопным газам -

европейский стандарт

По данным статистики, процент зачахших отраслей отечественной промышленности все еще остается достаточно большим. Однако начнем с хороших, по крайней мере перспективных, новостей. Как отметил министр промышленности, науки и технологий РФ Илья Клебанов, `нам удалось снять напряжение, царившее в российской автомобильной промышленности`. В обозримом будущем Минпромнауки намерено ввести 160 различных параметров соответствия автомобилей отечественного производства мировым стандартам качества.

В частности, Правительство РФ в ближайшее время планирует закончить разработку регламентов для перевода российского автопрома на систему экологических стандартов Euro. Между прочим, сегодня данной отрасли по силам выпускать только 40% автомобилей по стандарту Euro-2.

Однако министр убежден, что благодаря новым экологическим регламентам к 1 января 2004 года на этот уровень должны выйти все предприятия отечественного автопрома. Причем ожидается, что это будет только первым шагом на пути к светлому автомобильному будущему России.

С 1 января 2006 года на машинах отечественного производства предполагается устанавливать двигатели, соответствующие стандартам Euro-3 по токсичности выхлопных газов, а с первого дня 2008 года начнется эра автомобилей стандарта Euro-4.

Стоит отметить, что планируемый выпуск автомобилей в текущем году составит 1 млн 30 тыс. единиц. С учетом того, что репутация по качеству продукции российского автопрома сегодня откровенно прихрамывает, г-н Клебанов определил улучшение этой главной характеристики автомобиля как задачу N 1.

Кроме того, министр отметил повышение активности западных автомобильных инвесторов. Если в 2002 году при участии иностранного капитала было собрано 11 тыс. автомобилей, то в нынешнем году ожидается скачок этого показателя до 50 тыс. с тенденцией дальнейшего роста.

Напомним, что в настоящее время в России действует 3 основных предприятия автопрома с иностранным участием - Ford Motor Company в Ленобласти (г. Всеволожск), совместное предприятие `Gm-АвтоВАЗ`, а также калининградский `Автотор`.

Вместе с тем г-н Клебанов высказал озабоченность относительно положения машиностроительной отрасли в целом. Более 65% оборудования морально и физически устарело. Только 5% всего технического оснащения машиностроительной отрасли России можно с натяжкой назвать модернизированным.

Уже многие годы не изменяется ситуация вокруг производства сельхозтехники и станкостроения, где вопиющей проблемой становится то, что в связи с низкой конкурентоспособностью отечественной продукции выпуск опережает спрос почти в три раза. В Петербурге вопрос о кризисе многих отраслей промышленности также стоит ребром.

По словам председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Сергея Ветлугина, износ оборудования в легкой промышленности составляет 60%, в электроэнергетике - 55%. Немало и таких отраслей, где технический износ превышает 90%, подчеркнул С. Ветлугин. Справедливости ради надо сказать, что треть налоговых поступлений в бюджет Петербурга дает промышленность. Кроме того, более половины промышленной продукции петербургских предприятий идет на экспорт.



Промтоварный путь на Запад

коварен и тернист...

Кстати, об экспорте. По данным замруководителя департамента поддержки экспорта Минэкономразвития РФ Дмитрия Некрасова, сегодня удельный вес промышленной продукции в общем объеме экспорта составляет только 9%, причем это меньше показателя прошлого года.

Ко всему прочему у российского товара, как всегда, свой собственный тернистый путь. Экспорт отечественных товаров затруднен многочисленными ограничительными мерами на зарубежных рынках. В 2003 году таких мер насчитывается 83, а в прошлом году действовало 111 ограничений.

По оценке Д. Некрасова, ущерб, ежегодно наносимый российской экономике подобными ограничительными мерами, превышает $2,5 млрд. Как ни странно, но даже в данной области можно найти положительные моменты. Г-н Некрасов отметил, что общими усилиями Минэкономразвития, Минпромнауки и Минфина РФ в этом году удалось предотвратить введение новых ограничительных мер в отношении отечественной продукции со стороны стран ЕС, Китая, США. В случае провала переговоров российские предприятия теряли бы еще $90 млн ежегодно.

Стоит отметить, что попыткой законодательной реанимации отечественной промышленности на данный момент озабочен Российский союз промышленников и предпринимателей. По словам вице-президента РСПП Виктора Домбровского, союз разработал комплекс мер по оздоровлению российской промышленности. Этот документ планируется рассмотреть 14 ноября на XIII съезде РСПП, а в дальнейшем - предложить Правительству РФ.

Между прочим, как заявил г-н Ветлугин, в Петербурге также находится в работе концепция по технологическому перевооружению промышленных предприятий. Так что можно утешиться тем, что надежда на эффективность новых законодательных инициатив - это тоже перспектива.



Индекс промышленного производства в Петербурге и Ленобласти

в январе - августе 2003 года, в % к соответствующему периоду 2002 года

(данные Петербургкомстата)

Отрасль Петербург Ленинградская

область

Промышленность всего 116,1 118,9

в том числе:

электроэнергетика 108,6 102,1

топливная ... 1) 100,9

металлургическая 134,7 108,5

химическая и нефтехимическая 101,4 106,7

машиностроение и металлообработка 131,1 106,1

лесная, деревообрабатывающая 105,7 105,8

и целлюлозно-бумажная

строительных материалов 100,4 102,2

стекольная 85,4 ... 1)

легкая 89,5 97,3

пищевая 100,3 123,5

микробиологическая ... 1) 89,3

мукомольно-крупяная и комбикормовая 103,2 116,3

медицинская 119,0 ... 1)

полиграфическая 86,2 75,7

1) По указанным отраслям индекс промышленного производства не рассчитывается
Другие материалы рубрики
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
30.11.23Лекарство от экономического пессимизма
В первые годы рыночных реформ Петербург потерял сотни предприятий — об этом, как и о причинах случившегося, говорят и пишут уже больше двух десятков лет. Куда меньше известно, что за это же время в городе появились сотни новых российских компаний, причем многие были созданы буквально с нуля, с чистого листа, а сейчас имеют миллиардные обороты и входят во всевозможные «топы».
28.02.19Что имеем — не храним?
22.09.08Столичное шоу из Вологды
В Выставочном зале правительства Москвы прошла выставка-ярмарка `Вологодский продукт в Москве`. Она была организована департаментом продовольственных ресурсов, торговли и услуг Вологодской области
22.09.08Много молока не бывает
В течение пяти лет объемы производства молока в Ленинградской области должны вырасти на 30%, чтобы обеспечить потребности Петербурга и области
22.09.08Хороший климат дает результаты
Индекс промышленного производства в Псковской области превысил средней показатель по СЗФО
22.09.08`Петмол` отметил новоселье
14.04.08Новости промышленности
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru