Минувшая неделя вместе с легким спадом политического градуса и частично наступившим поствыборным синдромом немало оживила затихший в последние недели экономический аспект жизни Петербурга. В центре внимания оказались проблемные зоны и прогрессивные сдвиги отечественной промышленности. Северная столица встречала участников VII Международного форума `Российский промышленник-2003`
В этом году в гости к `Российскому промышленнику` пожаловали представители более 40 областей, краев и республик страны и шести государств дальнего зарубежья. Свыше 380 фирм-участниц сформировали в рамках форума три специализированные выставки, в частности `Промэкспо`, которая включала такие разделы, как машиностроение, металлообработка, металлургия, и другие, а также выставки `Малый бизнес` и `Атомная промышленность`.
Выхлопным газам -
европейский стандарт
По данным статистики, процент зачахших отраслей отечественной промышленности все еще остается достаточно большим. Однако начнем с хороших, по крайней мере перспективных, новостей. Как отметил министр промышленности, науки и технологий РФ Илья Клебанов, `нам удалось снять напряжение, царившее в российской автомобильной промышленности`. В обозримом будущем Минпромнауки намерено ввести 160 различных параметров соответствия автомобилей отечественного производства мировым стандартам качества.
В частности, Правительство РФ в ближайшее время планирует закончить разработку регламентов для перевода российского автопрома на систему экологических стандартов Euro. Между прочим, сегодня данной отрасли по силам выпускать только 40% автомобилей по стандарту Euro-2.
Однако министр убежден, что благодаря новым экологическим регламентам к 1 января 2004 года на этот уровень должны выйти все предприятия отечественного автопрома. Причем ожидается, что это будет только первым шагом на пути к светлому автомобильному будущему России.
С 1 января 2006 года на машинах отечественного производства предполагается устанавливать двигатели, соответствующие стандартам Euro-3 по токсичности выхлопных газов, а с первого дня 2008 года начнется эра автомобилей стандарта Euro-4.
Стоит отметить, что планируемый выпуск автомобилей в текущем году составит 1 млн 30 тыс. единиц. С учетом того, что репутация по качеству продукции российского автопрома сегодня откровенно прихрамывает, г-н Клебанов определил улучшение этой главной характеристики автомобиля как задачу N 1.
Кроме того, министр отметил повышение активности западных автомобильных инвесторов. Если в 2002 году при участии иностранного капитала было собрано 11 тыс. автомобилей, то в нынешнем году ожидается скачок этого показателя до 50 тыс. с тенденцией дальнейшего роста.
Напомним, что в настоящее время в России действует 3 основных предприятия автопрома с иностранным участием - Ford Motor Company в Ленобласти (г. Всеволожск), совместное предприятие `Gm-АвтоВАЗ`, а также калининградский `Автотор`.
Вместе с тем г-н Клебанов высказал озабоченность относительно положения машиностроительной отрасли в целом. Более 65% оборудования морально и физически устарело. Только 5% всего технического оснащения машиностроительной отрасли России можно с натяжкой назвать модернизированным.
Уже многие годы не изменяется ситуация вокруг производства сельхозтехники и станкостроения, где вопиющей проблемой становится то, что в связи с низкой конкурентоспособностью отечественной продукции выпуск опережает спрос почти в три раза. В Петербурге вопрос о кризисе многих отраслей промышленности также стоит ребром.
По словам председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Сергея Ветлугина, износ оборудования в легкой промышленности составляет 60%, в электроэнергетике - 55%. Немало и таких отраслей, где технический износ превышает 90%, подчеркнул С. Ветлугин. Справедливости ради надо сказать, что треть налоговых поступлений в бюджет Петербурга дает промышленность. Кроме того, более половины промышленной продукции петербургских предприятий идет на экспорт.
Промтоварный путь на Запад
коварен и тернист...
Кстати, об экспорте. По данным замруководителя департамента поддержки экспорта Минэкономразвития РФ Дмитрия Некрасова, сегодня удельный вес промышленной продукции в общем объеме экспорта составляет только 9%, причем это меньше показателя прошлого года.
Ко всему прочему у российского товара, как всегда, свой собственный тернистый путь. Экспорт отечественных товаров затруднен многочисленными ограничительными мерами на зарубежных рынках. В 2003 году таких мер насчитывается 83, а в прошлом году действовало 111 ограничений.
По оценке Д. Некрасова, ущерб, ежегодно наносимый российской экономике подобными ограничительными мерами, превышает $2,5 млрд. Как ни странно, но даже в данной области можно найти положительные моменты. Г-н Некрасов отметил, что общими усилиями Минэкономразвития, Минпромнауки и Минфина РФ в этом году удалось предотвратить введение новых ограничительных мер в отношении отечественной продукции со стороны стран ЕС, Китая, США. В случае провала переговоров российские предприятия теряли бы еще $90 млн ежегодно.
Стоит отметить, что попыткой законодательной реанимации отечественной промышленности на данный момент озабочен Российский союз промышленников и предпринимателей. По словам вице-президента РСПП Виктора Домбровского, союз разработал комплекс мер по оздоровлению российской промышленности. Этот документ планируется рассмотреть 14 ноября на XIII съезде РСПП, а в дальнейшем - предложить Правительству РФ.
Между прочим, как заявил г-н Ветлугин, в Петербурге также находится в работе концепция по технологическому перевооружению промышленных предприятий. Так что можно утешиться тем, что надежда на эффективность новых законодательных инициатив - это тоже перспектива.
Индекс промышленного производства в Петербурге и Ленобласти
в январе - августе 2003 года, в % к соответствующему периоду 2002 года
(данные Петербургкомстата)
Отрасль Петербург Ленинградская
область
Промышленность всего 116,1 118,9
в том числе:
электроэнергетика 108,6 102,1
топливная ... 1) 100,9
металлургическая 134,7 108,5
химическая и нефтехимическая 101,4 106,7
машиностроение и металлообработка 131,1 106,1
лесная, деревообрабатывающая 105,7 105,8
и целлюлозно-бумажная
строительных материалов 100,4 102,2
стекольная 85,4 ... 1)
легкая 89,5 97,3
пищевая 100,3 123,5
микробиологическая ... 1) 89,3
мукомольно-крупяная и комбикормовая 103,2 116,3
медицинская 119,0 ... 1)
полиграфическая 86,2 75,7
1) По указанным отраслям индекс промышленного производства не рассчитывается |