Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Новеллы `Устава железнодорожного транспорта РФ` - ЭиВ N 36 (473)
ПРАВО И ПРАКТИКА
Новеллы `Устава железнодорожного транспорта РФ`
No. 36 (473) 22.09.2003
Анна КОЛПАКОВА
19 мая 2003 г. вступил в силу Федеральный закон РФ от 10.01.2003 N 18-ФЗ `Устав железнодорожного транспорта РФ` (далее - новый Устав, Устав, УЖДТ). Этот закон входит в пакет документов, направленных на реформирование железнодорожного транспорта с целью его демонополизации, и потому, по сравнению с еще действующим Транспортным уставом железных дорог РФ (ФЗ от 8 января 1998 г. N 2-ФЗ) (далее - старый Устав, Транспортный устав, ТУЖД), имеет много существенных нововведений



Если ранее Транспортный устав регулировал главным образом только отношения, возникающие между железными дорогами Российской Федерации и грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами федерального железнодорожного транспорта, то с 19 мая помимо этих отношений новый Устав распространяется на отношения между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями и владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами как железнодорожного транспорта общего пользования (пока это еще федеральный железнодорожный транспорт), так и железнодорожного транспорта необщего пользования.

Кроме того, новый Устав определяет основные условия оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (ст. 1 нового Устава).

Уже с первых строк видно, что новый Устав вводит принципиально новые понятия. Прежде всего, появляется понятие перевозчика - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).

Железная же дорога будет выполнять роль владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура). При этом сказано, что владельцем инфраструктуры может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующих лицензий и договора (ст. 2 нового Устава). Таким образом, из монопольной сферы предполагается вывести как услуги по перевозке, так и всю инфраструктуру железных дорог.

Примечательно, что для перевозчика не упоминается необходимость соответствующей лицензии. Вполне возможно, что в дальнейшем будут внесены изменения и в Закон о лицензировании, в результате которых лицензироваться будут только услуги по использованию инфраструктуры, а перевозчики станут посредниками между пассажирами, грузоотправителями (грузополучателями) и владельцами инфраструктур.

Помимо коренных, основополагающих нововведений, новый Устав содержит в себе и менее фундаментальные, но не менее важные новеллы, которые касаются непосредственно условий перевозок грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа, взаимодействия владельцев инфраструктур и перевозчиков, перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, ответственности участников железнодорожных перевозок и порядка заявления претензий и исков.



Условия перевозок грузов, контейнеров

и повагонными отправками грузобагажа

Прежде всего, по новому Уставу заявка на отправку грузов, полученная перевозчиком, должна быть обязательно согласована с владельцем инфраструктуры. Новый Устав устанавливает порядок и сроки согласования, а также основания для отказа в согласовании. Согласованная заявка возвращается грузоотправителю с отметкой о ее принятии. Отказ в приеме и согласовании заявки может быть обжалован в судебном порядке (ст. 11 нового Устава).

Новый Устав также предусматривает для перевозчика право по собственной инициативе заменять предусмотренный заявкой железнодорожный подвижной состав одного вида подвижным составом другого вида, при условии что перевозки грузов подвижным составом другого вида предусмотрены правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и при этом не увеличивается стоимость перевозок грузов (ст. 11 нового Устава). По ТУЖД такая замена возможна лишь по просьбам грузоотправителей. О замене подвижного состава перевозчик обязан предупредить грузоотправителя не позднее, чем за 12 часов до момента подачи вагонов под погрузку.

Грузоотправители же по новому Уставу смогут вносить изменения в принятые перевозчиком заявки на перевозки не только в прямом или местном сообщении, но и в прямом и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, а также изменять железнодорожные станции отправления. Указанные изменения, как и сама заявка, должны быть согласованы с владельцем инфраструктуры (ст. 11 нового Устава).

В отношении охраны грузов, требующих обязательного сопровождения (перечень устанавливается МПС РФ), новый Устав предусматривает, что ее должен обеспечить сам грузоотправитель, грузополучатель или уполномоченные ими лица по договору (ст. 17 нового Устава). По ТУЖД сопровождение обеспечивалось железной дорогой с взиманием соответствующих сборов.

Если по старому Транспортному уставу погрузка и выгрузка грузов в местах общего пользования осуществлялись железной дорогой с взиманием сбора, то теперь погрузка и выгрузка грузов должны будут обеспечиваться самими грузоотправителями (грузополучателями), независимо от того, осуществляется она в местах общего или необщего пользования (кроме погрузки и выгрузки груженых и порожних контейнеров в вагоны в местах общего пользования). Перевозчик может принять на себя погрузочно-разгрузочные работы, только если это предусмотрено договором с грузоотправителем (ст. 21 УЖДТ).

Переадресовка грузов, следующих в любом сообщении, должна быть согласована перевозчиком со всеми владельцами инфраструктур, в зонах деятельности которых она проводится или расположены железнодорожные приграничные передаточные станции либо порт, предусмотренные маршрутом следования груза. При этом если ранее за переадресовку взимался сбор в соответствии с тарифным руководством, то теперь грузоотправитель или грузополучатель должен будет возместить перевозчику все расходы, возникшие у него в связи с переадресовкой (ст. 31 УЖДТ).

В соответствии с новым Уставом размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, т.е. стороны договора перевозки будут вправе самостоятельно установить размер платы (ранее размер платы устанавливался тарифным руководством). Также предусмотрены случаи освобождения грузоотправителей, грузополучателей и владельцев железнодорожного пути необщего пользования от платы за пользование вагонами, контейнерами.

За время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования плата за пользование не взимается (ст. 39 УЖДТ).

Кроме того, если грузоотправитель уведомит перевозчика об отказе использовать порожние вагоны (в том числе специализированные), контейнеры, плата за пользование поданными под погрузку вагонами, контейнерами исчисляется начиная с предусмотренной заявкой даты погрузки грузов до момента получения перевозчиком такого уведомления.

Новшеством также является то, что при отказе грузоотправителя от погрузки грузов в прибывшие в соответствии с его заявкой порожние вагоны, контейнеры по причинам, зависящим от грузоотправителя, и невозможности использовать такие вагоны, контейнеры на данной железнодорожной станции другими грузоотправителями в течение суток, предусматривавшихся для такой погрузки, перевозчик помимо платы за пользование этими вагонами взимает с грузоотправителя плату за фактический пробег вагонов, вызванный доставкой вагонов, контейнеров на железнодорожную станцию отправления, но не более чем за пробег в 100 километров в отношении универсальных вагонов и не более чем за пробег в 300 километров в отношении специализированных вагонов (ст. 40 нового Устава).

Также по сравнению со старым Транспортным уставом перечень случаев, когда перевозчик при выдаче груза обязан осуществлять проверку состояния, массы и количества мест, дополнен случаем прибытия груза с коммерческим актом, составленным на попутной железнодорожной станции (ст. 41 нового Устава).

В отличие от ТУЖД, который предусматривал лишь возможность проведения экспертизы, новый Устав содержит более конкретную норму, в которой установлено, что `результаты экспертизы, проведенной без участия перевозчика или грузополучателя, являются недействительными. В случае уклонения перевозчика от вызова эксперта и (или) специалиста в соответствующей области или уклонения перевозчика, грузополучателя от участия в проведении экспертизы соответствующая сторона вправе провести экспертизу без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее о проведении экспертизы в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон. Расходы, связанные с проведением экспертизы, оплачиваются стороной, заказавшей экспертизу, с последующим отнесением расходов на сторону, виновную в недостаче, порче или повреждении груза` (ст. 42 нового Устава).

УЖДТ также предусматривает, что увеличенные размеры сбора, платы в связи с несвоевременными приемом вагонов, выгрузкой грузов, вывозом грузов с железнодорожных станций грузополучателями могут вводиться только с 24 часов дня, когда грузополучателем и (или) обслуживающим грузополучателей, грузоотправителей своим локомотивом владельцем железнодорожного пути необщего пользования получено письменное уведомление об увеличении сбора или платы.

Новшеством является и установление ответственности таможенных, пограничных и иных органов государственного контроля (надзора) за задержку вагонов, контейнеров с грузами, следующими в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, в пунктах таможенного и пограничного контроля вследствие их неправомерных действий или бездействия (ст. 47 нового Устава).

И последнее, что хотелось бы отметить в этом разделе. Если новым Уставом перевозчикам предоставлено право самостоятельно реализовать грузы (например в случае неполучения в установленные сроки решения грузоотправителя или грузополучателя о судьбе груза, перевозка которого невозможна по причине обстоятельств непреодолимой силы), их реализация может осуществляться исходя из цены, подтвержденной документами об оплате или установленной договором, либо исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, либо на основании экспертной оценки (ст. 48 ТУЖД). Старый Транспортный устав не предусматривал возможность использования экспертной оценки.

Другие материалы рубрики
ПРАВО И ПРАКТИКА
20.10.08Интерактивная `пилюля` от бюрократизма
20.10.08Против лома есть приемы
20.10.08Коротко
18.08.08Коротко
18.08.08Ошиблись... на 300 тысяч
Псковские судебные приставы не выпускали должников за границу
11.08.08Рыбакам велено ждать на берегу
11.08.08Коротко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru