Правительство РФ в 2004 году намерено продать госпакет акций (20%) ОАО `Архангельский морской торговый порт` и 12,5% из 38% акций, находящихся в федеральной собственности, ОАО `Мурманский морской торговый порт`. Это означает, что эти два северных морских порта сегодня считаются благополучными и государство не намерено вмешиваться в их деятельность
Оба порта ориентированы на российский экспорт. И оба попали в поле зрения отечественных нефтяников. Если раньше к этим северным портам традиционно тяготели навалочные грузопотоки, то теперь там активно развивают проекты, связанные с нефтеналивным бизнесом.
В Мурманске пока основной номенклатурой является уголь. Глубоководные причалы позволяют принимать суда водоизмещением до 150 тыс. тонн. Мурманский торговый порт - единственный порт на Северо-Западе России, способный обрабатывать столь крупные суда. И это привлекает грузовладельцев из Кемерово и Кузбасса.
В Мурманске также обрабатывают глинозем, минудобрения, апатитовый концентрат, перерабатывают цветные металлы, оборудование, машины и металлолом. В последнее время по сухим грузам порт демонстрировал положительную динамику. Однако во второй половине 2003 года стивидоры по этому показателю несколько снизили обороты, что, впрочем, было компенсировано дополнительным притоком наливных грузов. А в перспективе они могут стать доминирующими.
С октября 2002 года в Мурманске обрабатывают танкеры дедвейтом 100 тыс. тонн. В 2003 году в акватории порта появился рейдовый перегрузочный комплекс для танкеров водоизмещением до 150 тыс. тонн. Завершаются работы по созданию второго подобного комплекса. В перспективе переработка нефти в Мурманске может быть доведена до 10 млн тонн в год.
Именно с нефтью в Мурманске связывают свои перспективы. В августе 2003 года в обладминистрации и Минтрансе РФ договорились, что рейдовые комплексы по перевалке нефтепродуктов войдут в генсхему развития мурманского транспортного узла.
Первый такой комплекс создан совместно с Морской администрацией порта компанией `ЮКОС`, которая в Западную Европу отправила через него свыше 2,6 млн тонн нефти. Второй терминал создается по инициативе ОАО `НК `Роснефть`, у которой есть аналогичный комплекс в акватории Архангельска. Там нефть грузят на небольшие танкеры и везут в Кольский залив, где перегружают в танкер-накопитель. Затем ее перекачивают в крупный морской танкер и отправляют в порты Европы.
Для повышения эффективности использования железнодорожных цистерн, часть из которых циркулирует на Мурманском направлении, в июне 2003 года ЗАО `Северстальтранс` и `ММК-Транс` учредили ОАО `Новая перевозочная компания` (НПК). Аналогичные меры обещают ввести и в отношении вагонов под уголь и металлы. К 2005 году НПК обещает взять в операторство до 10 тыс. цистерн, в которых планируют перевозить нефть `ЮКОСа`, `ЛУКОЙЛа` и `Сиданко`.
В Архангельске по поводу перевалки нефти и нефтепродуктов планы менее амбициозные, чем в Мурманске. Там всегда стремились привлечь в первую очередь сухие грузы. Однако как бы в Архангельске ни старались наращивать судооборот в международном сообщении, порт все равно пока использует только четверть своих проектных мощностей. И основные партнеры стивидоров остаются прежними: АО `Архангельский ЦБК`, `Соломбальский ЦБК`, ОАО `ГМК `Норильский никель`, Нижнетагильский и Магнитогорский металлургические комбинаты...
Все они демонстрируют желание и дальше сотрудничать с архангелогородцами. Это доказывает, например, начало реализации российско-норвежского проекта по фидерным отправкам продукции российских металлургов в Киркенес. Затем грузы на океанских теплоходах везут в Юго-Восточную Азию и в США.
Однако в последнее время появились новые фигуры. Одна из них - компания `Роснефть`. В августе 2003 года она заявила о своих серьезных намерениях развивать свое присутствие в порту, подписав договор с `Норильским никелем`.
У обеих компаний - большие виды на порт Архангельск. `Норильский никель` завозит через него продукты и запчасти для своих предприятий в Красноярском крае. В обратном направлении идут цветные металлы для российских потребителей: в 2003 году поставки меди на российский рынок из Дудинки планируется увеличить до 340 тыс. тонн (в 4 раза).
`Роснефть`, в свою очередь, хочет развивать через Архангельск экспорт нефти из месторождений в Коми крае, Ненецком АО и на шельфе Арктики. Обе компании договорились о совместном финансировании дноуглубления в акватории Архангельска, чтобы увеличить дедвейт принимаемых судов в перспективе до 70 тыс. тонн.
С нефтью связаны большие надежды. В `Роснефти` планируют вложить $15 млн в укрепление береговой инфраструктуры нефтетерминала для доведения его мощности к 2006 году до 6 млн тонн (рост в 2,4 раза). Летом 2004 года `Роснефть` намерена открыть нефтетерминал у железнодорожной станции Приводино мощностью 4 млн тонн наливных грузов в год. Его стоимость оценивается в $20-25 млн.
Руководство `Роснефти` также готово обсудить с железнодорожниками возможность совместных инвестиций в электрификацию участка Обозерская - Архангельск, без которой трудно повысить пропускную способность порта.
Отчет о перевалке сухих грузов в ряде портов Российской Федерации за январь - июнь 2003 г. (тыс. тонн)
Порт 2003 г. % к 2002 г. Экспорт Импорт Каботаж
Архангельск 449,9 +7,1 230,4 41,9 177,6
Кандалакша 607,1 +82,3 570,3 12,6 24,2
Мурманск 4384,7 -6,3 4038,7 179,2 166,8
|