Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Моряки держат курс на гребне рыночной волны - ЭиВ N 36 (473)
ТРАНСПОРТ
Моряки держат курс на гребне рыночной волны
No. 36 (473) 22.09.2003
Александр ВОЕВОДИН
В рамках Международной выставки `Нева-2003` в Петербурге 23 сентября состоится II Морской форум России



I Морской форум провели в Петербурге почти 5 лет назад - в октябре 1998-го. Тогда предстояло оценить состояние и перспективы развития отечественной морской отрасли в новых условиях. Ведь до начала реформ конкурентоспособность отечественного торгового флота в значительной степени обеспечивалась государством через монополию внешней торговли, единую финансово-валютную систему, централизованный заказ флота и другие многочисленные формы господдержки.

При переходе к рыночным отношениям отечественные пароходства оказались неконкурентоспособными на мировом рынке, в сравнении с иностранными компаниями.

Морской бизнес по своей природе консервативен, потому что имеет длительный цикл оборота инвестиционных капиталов. И адаптация к новым условиям заняла длительный период. В результате в 1992-1998 гг. суммарный тоннаж морских пароходств сократился с 10,6 млн тонн до 4,8 млн тонн.

В то же время в России образовались несколько сотен малых компаний, оперировавших примерно 1,2 тыс. судов дедвейтом свыше 12,7 млн тонн. Таким образом, под российским флагом практически не осталось флота, пригодного к дальним морским и трансокеанским рейсам. А на фидерных маршрутах до портов Европы пробел заполнили суда типа `река-море`.

Исправить сложившуюся тенденцию сокращения национального морского тоннажа была призвана Программа возрождения торгового флота России. Однако фактически она не была выполнена. На I Морском форуме обсуждался пакет законодательных инициатив, которые должны были изменить положение. Из него был принят только Кодекс торгового мореплавания России.

На подходе также закон о транспортно-экспедиционной деятельности (в первоначальном варианте он назывался законом о транспортно-экспедиторской, агентской и сюрвейерской деятельности и предполагал решение более широкого спектра задач).

При этом в Государственной Думе РФ застрял закон о российских морских портах, и на стадии подготовки и согласований - законы о приоритете российских перевозчиков в перевозках национальных грузов, о господдержке российского судоходства и судостроения и о Международном реестре судов России...

Уже этого вполне достаточно, чтобы понять: пришла пора переоценить место национального морского торгового судоходства в российском транспортном комплексе и уточнить приоритеты развития отрасли с учетом произошедших перемен. Это касается, кстати, и стратегии в сфере морских портов.

Напомним, что с 1998 года изменились взаимоотношения российских стивидоров и железнодорожников. На пороге - образование ОАО `РЖД` и слияние двух транспортных министерств (втягивание МПС в Минтранс РФ в статусе госслужбы типа Росжелдора).

С образованием Росморпорта меняется структура морских администраций портов (функции госнадзора отделяют от хозяйственных для устранения противоречия с российским законодательством). В связи с этим предстоит уточнить порядок взимания и расходования портовых сборов, а также полномочия по ведению хозяйственных функций вновь образованных госструктур в условиях сложившегося рынка стивидорных, агентских, сюрвейерных, шипчандлерских и бункеровочных услуг, оказываемых в российских портах.

Предстоит очертить механизмы урегулирования проблем, возникающих на пересечении интересов военного, рыболовецкого и торгового мореплавания...

Наконец, настала пора вписать существующую морскую доктрину РФ в Концепцию социально-экономического развития России на 2003-2005 гг. с учетом совершенствования налогового и таможенного законодательства.

Без этого сложно прогнозировать развитие транспортного комплекса России на современном этапе и его роль в обслуживании внешней торговли России.

Фактически это означает, что организаторы II Морского форума России предполагают скоординировать усилия целого ряда организаций и ведомств: Минтранса и МПС, Минэкономразвития и Минфина, ГТК и ВМФ, - а также представителей транспортных союзов и ассоциаций, банковского капитала и грузовладельцев.

Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru