Предварительные итоги выборов губернатора Ленобласти, очевидно, уже известны читателям. Но кардинально повлиять на формирование областного бюджета-2004 они, в любом случае, не смогут: по закону до 1 октября проект этого важнейшего финансового документа должен быть представлен на рассмотрение Законодательного собрания
Начальник бюджетного отдела комитета финансов Ленобласти Людмила Иванова сообщила некоторые показатели, которые предстоит обсудить законодателям. Итак, планируемые собственные доходы областного бюджета, без средств федеральной поддержки, в будущем году составят округленно 12,7 млрд руб., а расходы - 14,4 млрд руб.
Несмотря на то что бюджетный дефицит равен 14% от областных доходов, субъект Федерации намерен выделить на нужды образования около 2,5 млрд руб., на здравоохранение и физическую культуру - 2,2 млрд руб., культуру - 190,7 млн руб. Всего на решение приоритетных задач социальной сферы, без учета федеральной помощи, предполагается направить более 5,5 млрд руб.
Обращает на себя внимание такой факт: второй год подряд областной бюджет верстается с дефицитом, причем отнюдь не по причинам внутреннего характера.
Реформа за счет субъекта?
Налоговая реформа, можно сказать, последовательно развертывается. С нынешнего года, к примеру, отменен налог на пользователей автодорог, которые, конечно, вздохнули с облегчением. Зато финансисты в регионах, в том числе и в Ленобласти, схватились за головы: этот налог, оказывается, был основным источником формирования дорожных фондов.
В свою очередь, неприятным сюрпризом для администраций муниципальных образований стало в нынешнем году ограничение предельной ставки сбора за уборку территорий, в результате чего территориальные бюджеты начали трещать по швам уже в I квартале. Областному правительству пришлось прибегнуть к экстренным мерам финансовой помощи местным органам управления.
По утверждению начальника отдела доходов комитета финансов Ленобласти Елены Жуковской, по итогам года центр лишь на треть компенсирует общие бюджетные потери региона, включая изъятые у него табачные акцизы.
Можно ожидать, что дальше процесс налогового реформирования пойдет в том же духе. Уже известно, что упразднению с начала января подлежат местные налоги, в частности сбор на нужды образовательных учреждений.
Директора предприятий могут прыгать от радости: теперь деньги юридических лиц не будут использованы на приобретение компьютерной и иной техники, мебели и инвентаря для учащихся. Что по этому поводу подумают в школах, Минфин, видимо, мало интересует.
Добро бы еще, искусно перераспределяя ресурсы, Минфин компенсировал субъектам Федерации на глазах тающие поступления в их бюджеты. Однако и на будущий год он намерен возместить Ленобласти лишь 75% средств, которые та теряет.
Как подметил вице-губернатор, председатель областного комитета финансов Александр Яковлев, такая реформа напоминает улицу с интенсивным движением в одну сторону и весьма ограниченным в другую, что едва ли можно считать нормальным.
Понимать это надо так: центр предпочитает издержки, связанные с реструктуризацией налогов, в большей степени компенсировать за счет субъектов РФ. Страдать при этом в основном приходится экономически развитым и сильным регионам. Действительно, та же Ленобласть, похоже, все-таки завершит нынешний год с небольшим бюджетным профицитом. Но не каждый же год совершать подобные финансовые подвиги!
Бюджет станет прозрачным
Формирование областного бюджета-2004 совпадает по срокам с развертыванием в Ленобласти казначейской системы. Как сообщил заместитель председателя комитета финансов Сергей Барсуков, в структуре комитета недавно образован департамент казначейского исполнения бюджета. Его руководителем назначена Валентина Николаева.
До конца этого года единым казначейским пространством будет охвачено около 150 получателей средств областного бюджета, расположенных на территории Петербурга. В будущем году к ним присоединятся остальные организации-бюджетополучатели, расположенные на территории области.
Следующим важнейшим звеном станет внедрение казначейской системы на муниципальном уровне. Она уже практически осваивается, в частности в Выборгском районе. Единая казначейская вертикаль в субъекте Федерации обеспечит прозрачность исполнения бюджетов сверху донизу, оперативность прохождения средств и контроль за использованием каждого рубля.
Необходимо учесть, что президентский пакет законопроектов по перерасределению полномочий различных уровней власти, принципах организации местного самоуправления наконец-то принят в Госдуме. А это значит, что в ближайшие годы карта административного деления субъекта РФ претерпит изменения. На ней, в частности, появятся городские и сельские поселения, которые тоже предстоит включить в систему казначейского исполнения бюджета.
В правительстве Ленобласти об этом думают уже сейчас. В частности, как рассказала первый заместитель председателя комитета финансов Евгения Гресь, недавно на коллегии этого органа обсуждалась возможность образования за счет средств областного бюджета Фонда реформирования муниципальных финансов. Его средства могли бы использоваться для поддержки муниципальных образований, наиболее активно включившихся в процесс организации казначейской системы.
Деньги должны работать
Еще один серьезный финансовый ресурс связан с появившейся, наконец, у регионов возможностью более гибко распоряжаться бюджетными средствами. Отмена федерального `вето` на обслуживание бюджетных счетов субъектов Федерации в коммерческих банках позволила Ленинградской области провести открытый конкурс среди кредитных учреждений. Участие в нем приняли 20, а статус уполномоченных получили 12 банков.
Последним будет доверено обслуживание бюджетных счетов области с учетом, естественно, создания для него максимально выгодных условий. Победителями конкурса стали: Балтийский инвестиционный банк, Вэб-инвест Банк, Банк Москвы, МДМ-Банк Санкт-Петербург, Северо-Западный банк Сбербанка РФ, Промстройбанк, Банк `Санкт-Петербург`, Урало-Сибирский Банк, Международный банк Санкт-Петербурга, Альфа-Банк, Банк `МЕНАТЕП Санкт-Петербург` и ИМПЭКСБАНК.
Сотрудничество с этими известными финансовыми институтами, по мнению вице-губернатора Ленинградской области Александра Яковлева, позволит с большей эффективностью и выгодой для субъекта Федерации использовать бюджетные средства.
* * *
Напряженным оказался для областных финансистов первый месяц осени. И дальнейшая работа над бюджетом-2004 `бархатного` сезона не сулит. Серьезное влияние на ситуацию в экономике и финансовой сфере Ленинградской области могут оказать и последние события в ее Законодательном собрании.
Уже на первом заседании осенней сессии группа законодателей попыталась провести поправку в Устав Ленобласти, с тем чтобы ввести в регионе должность председателя правительства. С этим, очевидно, не слишком приятным сюрпризом в самое ближайшее время придется столкнуться избранному губернатору.
Попытка с ходу набрать в ЗС квалифицированное большинство голосов для принятия поправки, правда, не удалась. Пока не удалась. |