В октябре начинаются занятия на подготовительных курсах большинства петербургских вузов. С этого момента можно вести отсчет вступительной кампании, которая окончательно завершится только в августе будущего года.
Раньше на подготовительные курсы шли, прежде всего, ради тренировки перед экзаменами - углубленные знания обычно предпочитали получать с репетиторами, а на общих занятиях оттачивали умение решать задачи или писать сочинения. Никаких привилегий в советских вузах курсы не давали.
С окончанием прежней эпохи роль курсов тоже изменилась. Отныне шансы поступить у абитуриентов, уже заплативших вузу некую сумму денег и отучившихся несколько месяцев, значительно повышались.
Вполне обычной практикой стало проведение весной специальных олимпиад или `репетиционных` экзаменов для занимающихся на подготовительных курсах, результаты которых потом засчитывались при поступлении.
Однако уже в ближайшее время в стройной системе подготовки будущих студентов должны произойти серьезные перемены, что связано с давно объявленными реформами высшей школы, в частности - повсеместным внедрением единого государственного экзамена (ЕГЭ). Вполне возможно, что в государственных вузах курсы в их нынешнем виде доживают последний сезон. А что будет дальше?
Богатство выбора
Главный принцип нашего времени - многообразие выбора - как нельзя лучше можно продемонстрировать как раз на примере вузовских подготовительных курсов.
Например, в крупнейшем вузе города и всего Северо-Запада - Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) работают как общеуниверситетские (вечерние и заочные), так и факультетские подготовительные курсы. Таким образом, решается сразу несколько задач: с одной стороны, обеспечивается массовость, с другой - у педагогов есть возможность готовить будущих студентов под свои требования начиная со старших классов.
В Инженерно-экономическом университете (ИНЖЭКОН) в течение года абитуриентов трижды набирают на подготовительные курсы: в октябре - на семимесячные, в декабре - на пятимесячные, в феврале - на трехмесячные. То же самое в крупнейшем негосударственном вузе Петербурга - Гуманитарном университете профсоюзов (СПбГУП): несколько потоков занятий продолжительностью от двух до шести месяцев. Особенностью подготовительных курсов СПбГУП является то, что обучаться на них могут не только старшеклассники.
Институт точной механики и оптики (ИТМО) предлагает сразу четыре типа курсов - дневные, вечерние, заочные и дистанционные, причем в последнем случае будущие абитуриенты получают возможность заранее проверить свои шансы: обучение проходит еще осенью и заключается в выполнении контрольных работ, проверке работ преподавателями курсов и изучении учащимися полученных рекомендаций и замечаний. Деньги, что особо отмечается, абитуриенты платят за проверку контрольных - если есть желание поупражняться самостоятельно, задание можно бесплатно скопировать через Интернет. Правда, документы об обучении и окончании дистанционных курсов не выдаются и преимуществ при зачислении они не дают.
Если попробовать обобщить, то картина получается следующая. При каждом вузе действует несколько циклов подготовительных курсов. Самые продолжительные открываются осенью. Самые короткие - в июне, уже после окончания школьных экзаменов. Как правило, они работают всего две недели и рассчитаны на интенсивное повторение пройденного и разбор особенностей вступительных заданий конкретного вуза.
Система подготовки абитуриентов представляет собой отлаженный рыночный механизм, работающий эффективнее многих коммерческих предприятий. С середины 1990-х годов довузовская подготовка стала одной из основных статей дохода государственных высших учебных заведений и остается таковой по сей день, в среднем обеспечивая около 30-40% внебюджетных доходов (или 10-15% от общего бюджета).
Знания плюс привилегии
Основной вопрос, который интересует поступающих на подготовительные курсы, - гарантии поступления. Достаточно часто никаких гарантий подготовительные курсы не дают.
Право досрочного поступления чаще получают выпускники профильных школ, работающих по договору с вузом, либо победители олимпиад, которые обычно проходят в конце зимы - начале весны.
Однако в частных разговорах сотрудники приемных комиссий дают понять, что закончить подготовительное отделение `по полной программе` означает практически стопроцентно гарантировать себе поступление в вуз. В принципе такие оценки не далеки от истины.
Пример уже упоминавшегося ИНЖЭКОНа показывает, что из абитуриентов 2003 года, поступивших на дневное отделение, 70% являются выпускниками подготовительного отделения.
Необходимо, однако, заметить, что помимо собственно вузовских подготовительных курсов в Петербурге существует разветвленная сеть организаций, либо не имеющих прямого отношения к высшей школе, либо связанных с вузами партнерскими соглашениями, которые занимаются подготовкой абитуриентов.
Согласно `Каталогу образовательных ресурсов` (www.kop.ru) таких на сегодня более пятидесяти. В некоторых предусмотрена так называемая целевая подготовка - интенсивное обучение с правом сдавать вступительные экзамены раньше общего потока.
Например, воспитанники Дизайн-школы, которая готовит к поступлению в Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, отучившись с осени по весну тридцать недель, в мае сдают выпускные экзамены, результаты которых приравниваются к вступительным. По результатам майских экзаменов проводится предварительное зачисление. Те, кто не набирает предварительный проходной балл, могут участвовать в общем конкурсе и сдавать вступительные экзамены в июле, при этом имеют право перезачесть устраивающие их оценки, полученные в мае, как вступительные, а остальные экзамены пересдавать с общим потоком.
Стоимость тридцатинедельного курса - 1,4 тыс. у. е. (для сравнения: за прохождение подготовительного курса аналогичной продолжительности, но с меньшим количеством дисциплин, не дающего права сдавать майские экзамены, - почти в 7 раз меньше).
Что еще примечательно, в ряде вузов (в основном - в технических университетах) выпускники подготовительных курсов имеют возможность сдавать весенние экзамены не только в `материнский` вуз, но и в несколько `родственных`. Стандартный вариант такого союза: `Политех` - Электротехнический университет - Институт машиностроения.
Пережить ЕГЭ!
Как уже говорилось выше, в настоящее время много вопросов связано с судьбой подготовительных курсов после окончательного введения единого государственного экзамена, результаты которого будут засчитываться при приеме в вуз.
Позиции ректоров и Министерства образования на сегодня расходятся: вузовским руководителям не хочется упускать из рук важнейший инструмент контроля за приемом - экзамены. Однако в конечной победе административного ресурса, который находится в руках Москвы, мало кто сомневается.
Министр образования России Владимир Филиппов в сентябре сообщил буквально следующее:
`...с 2005 года все дети (имеются в виду выпускники школ. - В. Х.), сдав пять экзаменов, посылают во сколько угодно вузов свои документы с набранными баллами. Вузы, получив эти данные, будут обязаны разместить их на специальном сайте в Интернете. Вся страна в течение июля будет видеть все вузы страны, каждую специальность. И все видят пофамильно, кто находится над чертой со своими баллами, кто - под чертой. 31 июля в 24.00 производится снимок - кто куда зачислен. После того как дети определяют, в какой из принявших их вузов отнести аттестат, автоматически происходит подвижка. И часть тех, кто был под красной чертой, поднимается над ней. Страна опять же это видит. К 15 августа все станет на свои места. Более объективной системы приема в вузы, минуя коррупцию вступительных экзаменов, придумать трудно.` (Журнал `Итоги`, 07.09.2003.)
Как видим, для подготовительных курсов в этой схеме место не предусмотрено. Однако в вузах рук все равно не опускают.
- Даже если нас обяжут принимать результаты ЕГЭ, подготовительные курсы все равно сохранятся, - говорит заместитель директора Центра довузовской подготовки ИНЖЭКОНа Игорь Левин. - В принципе мы уже и в этом году принимали от абитуриентов из других регионов результаты единого экзамена, однако не по основным предметам.
Можно со значительной долей уверенности предположить, что научившиеся выживать за последнее десятилетие вузы найдут выход, чтобы и ЕГЭ принимать, и курсы сохранить.
|