В ближайшее время на расширенном заседании Совета по экономическому развитию и инвестициям при полномочном представителе Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе с участием членов Совета Федерации планируется рассмотреть новый документ, над которым группа специалистов трудилась почти два года. Документ носит название `Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2015 года`
По словам члена Экспертного совета и одного из разработчиков стратегии развития округа Александра Ходачека, в данном документе (а попытка оценки экономического потенциала всех субъектов округа сделана впервые) Северо-Запад рассматривается как макрорегион, где возможны сильные межхозяйственные связи в рамках приграничного сотрудничества.
Рассмотрены отрасли, которые являются локомотивами для развития экономики в макрорегионе. Это энергетика, лесной комплекс, судостроение, оборонно-промышленный комплекс, транспорт и связь. В документе есть целый раздел по освоению месторождений нефти и газа в Мурманской, Архангельской областях, Республике Коми, по освоению шельфовых зон Балтийского и Баренцева морей.
Внимание также уделяется предприятиям, использующим высокие технологии, развитию туризма.
Как подчеркивает А. Ходачек, стратегия имеет четкую социальную направленность. До сих пор все директивные документы, как правило, касались развития производительных сил. В них отмечалось, где и сколько надо построить заводов, каких показателей валового регионального продукта достичь, какой объем капитальных вложений освоить. Прежние директивные документы свое влияние на население распространяли опосредованно.
В новом документе рассмотрены такие понятия, как `качество населения`, `индекс развития человеческого потенциала`, `часовая ставка оплаты труда` к 2015 году, `сохранение института семьи`, `здоровье населения`.
К сожалению, демографический прогноз до 2015 года и по Петербургу, и в целом по Северо-Западу России крайне неутешительный. По прогнозу, смертность в два раза превышает рождаемость.
Эксперты планируют достаточно большой объем механического прироста за счет миграции квалифицированной рабочей силы из стран СНГ и даже иностранных работников, например для работы вахтовым способом по освоению месторождений. Кстати, предполагается внедрить систему создания рабочих мест для населения пенсионного возраста. Речь идет о том, чтобы трудоспособное население пенсионного возраста могло найти себе работу по душе и по возможностям.
В документе заложены долгосрочные ориентиры, достижения которых необходимо, чтобы поднять уровень жизни людей, улучшить условия предпринимательской и инвестиционной деятельности на всех территориях. Для развития территории определена помощь государства в виде действующей в РФ системы субвенций, трансфертов, повышающих коэффициентов к заработной плате.
Рассматриваются несколько сценариев развития. Так, оптимистический сценарий предполагает, что начнется снижение смертности за счет улучшения медицинского обслуживания, создания центров поддержки нетрудоспособного населения.
В рамках оптимистического сценария будет формироваться средний класс. Может проходить освоение новых территорий как благоприятных для проживания, так и неблагоприятных, но с созданием соответствующих условий: с достаточно высокой зарплатой и набором дополнительных социальных благ.
По оптимистическому варианту часовая ставка оплаты труда достигнет $3. (Сегодня она меньше $1.)
Это будет достигнуто, в частности, за счет преимуществ территорий, которые граничат с Европейским союзом, имеют удобные транспортные связи, обладают природными уникальными ресурсами и где есть достаточно подготовленные трудовые ресурсы.
Основу выполнения стратегии разработчики видят в реализации программ, которые будут принимать субъекты РФ, и они будут рассчитаны примерно на такой же срок. Есть ряд программ по Мурманской области до 2015 года, по Калининграду - до 2010 года, по Петербургу - до 2008-го, и сейчас готовится прогноз, связанный с генпланом развития Петербурга до 2025 года.
Александр Ходачек подчеркивает, что новый документ носит рекомендательный характер. Он только определяет основные направления развития Северо-Запада, для того чтобы они учитывались в конкретных планах и программах каждого субъекта Федерации.
Подобного рода документы разрабатывают в Поволжье, на Дальнем Востоке и Урале, на Юге. Северо-Западный округ стал в какой-то степени пионером.
По мнению А. Ходачека, для того чтобы стратегия развития региона была реализована, необходимо изменить ряд федеральных законов. В частности, потребуется внести коррективы в таможенный, бюджетный, налоговый, земельный кодексы Российской Федерации. Как считают разработчики документа, нужен специальный орган, который бы целенаправленно занимался вопросами развития регионов и региональной политики.
|