Председатель Правительства РФ Михаил Касьянов подписал прогнозный план приватизации федерального имущества на 2004 год. Согласно этому плану приватизации подлежит большое количество федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) Северо-Запада. Практически все они относятся к оборонному комплексу
Так, например, исключены из перечня предприятий и организаций оборонного комплекса, приватизация которых была запрещена, многие ФГУПы Петербурга. Среди них - производственное предприятие `Равенство`, ЦНИИ `Гранит`, Северное ПКБ бюро, ЦМКБ `Алмаз`.
Часть предприятий региона подлежит преобразованию в открытые акционерные общества, 100% акций которых будут находиться в федеральной собственности, с последующим внесением акций в уставный капитал интегрированных структур, которые будут создаваться в форме акционерных обществ. Акционирование предполагается проводить поэтапно в 2004-2006 гг. За это время государство ожидает получить доходов в федеральный бюджет от приватизации федерального имущества не менее 75 млрд руб.
Очередная кампания?
Генеральный директор Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга Геннадий Власов называет документ, подписанный главой правительства, кампанией по приватизации `оборонки`. В то же время, по его мнению, в ряде случаев приватизировать ФГУПы нельзя, так как можно просто потерять уникальные военные наработки.
- Инвесторы, - отмечает господин Власов, - находятся в двух случаях. Либо когда они рассчитывают получить прибыль, либо когда они хотят уничтожить конкурентов. Наши государственные интересы могут не совпадать с интересами инвесторов. Россия уже сейчас имеет проблемы в области создания двигателей пятого поколения для истребителей, потому что акционеры ведут неясную политику.
Пока предприятия в федеральной собственности, к ним сложно подступиться. К акционерному обществу - другой подход. Уже есть примеры уничтожения уникальных предприятий, уникальных научно-исследовательских институтов. К тому же приватизировать ФГУПы необязательно уже по той причине, что федеральная форма собственности не спасает предприятие от банкротства, и если оно нерентабельное, то его по нашим законам можно обанкротить.
Но в первую волну приватизации `оборонка` еще как-то была защищена тем, что при акционировании оборонного предприятия государство оставляло за собой золотую акцию и продать ее можно было только с разрешения президента страны. Сейчас, по моей информации, Министерство имущественных отношений может самостоятельно принять решение о продаже блокирующего пакета акций.
По моему твердому убеждению, промышленная политика - это определение государственных приоритетов, и прежде всего - в оборонно-промышленном комплексе. Сначала надо наметить планы, что разработать, что построить к такому-то году, и потом уже в соответствии со стратегическими планами создавать оборонный комплекс. Тех, кто не подключен к реализации этих планов, можно отправлять на вольные хлеба. Насколько я знаю, в стране нет такой программы.
Правительство выбрало другой вариант. Ему кажется, что у нас вроде бы оборонных предприятий много, их надо объединить в холдинги. А так как в стране нет законов, позволяющих включать ФГУПы в интегрированные холдинговые компании, то решено их приватизировать.
Допускаю, что авторы программы искренне желают сделать для страны как лучше. Но уже сколько раз бывало, что хотели как лучше, а получалось как всегда. Понимаю, что правительство думает, как привлечь инвестиции, чтобы наиболее передовые предприятия имели возможность дальше развиваться. Но при таком варианте есть немало подводных камней.
В холдинговые структуры должны войти предприятия, однородные по технологическим процессам. Представьте себе, что одно предприятие, входящее в холдинг, полностью компьютеризировано, работает в соответствии с мировыми стандартами качества. А другое пока не достигло такого уровня. И это другое может быть просто отторгнуто, оно может исчезнуть. И исчезнуть с бесценным опытом и бесценными наработками. Это пугает. В перечне ФГУПов, подлежащих приватизации, есть рентабельные, хорошо работающие предприятия.
Может быть, не нужно заставлять их объединяться насильно? Не лучше ли создать им условия, чтобы им было выгодно добровольно объединиться. Вполне можно решать вопросы рыночными методами, а не волевым способом.
|