Первого сентября вступил в действие приказ ГТК России N 828 от 01.08.2003, который призван оптимизировать технологии прохождения грузов через международные пункты погранпропуска. Однако вопрос в том, как будут реализованы благие намерения таможни на практике
Специалисты регионального представительства по Северо-Западу Ассоциации международных автоперевозчиков РФ (АСМАП) обращают внимание на положительные моменты, которые содержатся в приказе. Дело в том, что в нем реализованы те предложения, которые внесли в ГТК РФ эксперты АСМАП. И это первый опыт сотрудничества подобного уровня.
В приказе устанавливаются сроки, в течение которых должностные лица российских таможенных органов обязаны принять уведомление о пересечении госграницы (на это должно уйти не более 5 мин. с момента подачи перевозчиком документов), зарегистрировать уведомление (на операцию отводится не более 5 мин.) и оформить доставку под таможенным контролем при предоставлении перевозчиком всех документов и если нет оснований к таможенному досмотру (15 мин.). Таким образом, для прохождения транспортного средства через таможню по зеленому коридору отводится максимум 25 мин.
Поводы для осмотра транспортного средства указаны в п. 21 Временной инструкции, прилагаемой к приказу N 828. Там написано, что от перевозчика нельзя требовать представить какие-то дополнительные документы, кроме тех, что оговорены законодательством. Их список, кстати, зафиксирован в п. 23 правил оформления доставки товаров под таможенным контролем в соответствии с Конвенцией МДП 1975 года, п. 30 аналогичных правил в соответствии с национальной процедурой или нормативными правовыми актами ГТК России.
Сотрудники таможенных постов, таможен или региональных таможенных управлений не вправе `изобретать` какие-то свои дополнения к этим правилам и на этом основании заставлять, например, водителя грузовика проходить таможенный досмотр. Этой процедуре подвергаются только в тех случаях, когда это особо оговаривается правовыми актами ГТК России, нарушено пломбирование грузовых отделений, выявлены их повреждения, или в документах отсутствуют необходимые печати, отметки, подписи.
Если у таможенника возникают сомнения в подделке записей или получена ориентировка о нарушениях таможенного законодательства, то инспектор также может потребовать досмотреть партию перевозимого товара. Правда, инструкция все же оставляет лазейку для произвольных трактовок: в п. 21 говорится еще об одной причине для проведения досмотра - `непосредственное обнаружение соответствующих признаков административного правонарушения в области таможенного дела`. Что под этим подразумевается, каждый инспектор волен решать на месте. Однако на раздумья, чтобы объявить вердикт, ему отводится не более 10 мин. Еще 5 мин. - на то, чтобы оформить поручение на таможенный досмотр, если он все-таки требуется.
Крайне важно, что теперь регламентируется время досмотра: после выписки поручения должно пройти максимум 24 часа. Конечно, это долго. Однако, если вспомнить, что были случаи, когда таможенники держали транспортное средство по нескольку суток, достигнут прогресс.
Особо следует отметить, что товары и транспортные средства размещают на складе временного хранения (СВХ) по инициативе таможни только на то время, которое необходимо для проведения таможенного досмотра и оформления документов, подтверждающих его результаты. В остальных случаях транспортные средства могут быть размещены на отдельных площадках в зонах таможенного контроля, расположенных на территории пунктов пропуска, или в зонах таможенного контроля, расположенных непосредственно в их близости, в том числе и на СВХ. Однако все это не должно повлечь за собой расходов перевозчика, связанных с оплатой услуг СВХ.
Правда, приказ ГТК России N 828 не снимает проблем, связанных с простоями транспортных средств на подходах к международным пунктам погранпропуска. А в определенные периоды они склонны резко увеличиваться.
Например, в I половине 2003 года, по сравнению с аналогичным периодом 2002-го, простои грузовиков на российско-финляндской границе увеличились в два с лишним раза. Пункт `Торфяновка` способен пропускать по 1,28 тыс. автомобилей в сутки в одном направлении, а фактически через него въезжало их в Россию не более 400. При этом время ожидания допуска в режимную зону достигало двух суток. Из-за этого убытки российских перевозчиков только в I квартале превысили $10 млн.
А ведь через `Торфяновку` и `Брусничное` проложен 9-й международный транспортный коридор, по которому перемещается почти 40% автомобильных товаропотоков России. Только российскими автоперевозчиками в 2002 году выполнено 165 тыс. рейсов (+17% к уровню 2001-го). В 2003 году ожидается около 200 тыс. рейсов. Российско-финские грузопотоки обслуживает более 6,5 тыс. грузовиков и автобусов, которые принадлежат более чем 1,2 тыс. компаний Петербурга и Ленобласти. Почти столько же ресурсов задействовано из других регионов России.
МТК создавались, чтобы ускорить товарообмен между странами и сократить долю транспортной составляющей в цене товара хотя бы на 2%. Но вместо этого наблюдаются торможение грузопотоков и рост расходов на перевозки.
На осмотр и оформление документов, как считают в региональном представительстве по Северо-Западу АСМАП, могло уходить времени меньше, если бы брокерское оформление выполнялось до режимной зоны (пока автомобиль стоит в очереди), применялись электронные формы декларирования (как это сделано на международном пункте погранпропуска `Ивангород`), таможенники работали без пересменок в полном составе по штатному расписанию круглосуточно, и если бы за весь комплекс операций по каждому из обрабатываемых отвечал один инспектор (сегодня этот процесс разбит на 5 этапов). Да еще предлагалось исключить на приграничных таможнях дублирующие функции, которые выполняются здесь и на внутренних таможнях, а также расширить практику применения зеленых коридоров для надежных участников ВЭД и перевозчиков...
Все это новая порция предложений, которые планируется обсудить с ГТК России.
|