Независимые от сельмашхолдингов тракторные заводы остались только на Северо-Западе. Год 2003-й стал завершающим в объединении российского тракторного и сельхозмашиностроения. Хотя под другим углом зрения этот процесс можно представить и как завоевание
Один центр объединения находится в Сибири (`Сибсельмаш`), второй центр - на Юге (`Ростсельмаш`), третий - в Чебоксарах (`Промтрактор`). В 2003 году расширение этих холдингов достигло своего максимума.
Слившись (дилерскими сетями или пакетами акций) с Волгоградским тракторным и Павлодарским дизельным, `Сибсельмаш` образовал новую империю `Агромашхолдинг`. Южный холдинг `Новое содружество`, имея в своем основании ростовский комбайновый гигант, ведет активные переговоры по приобретению Харьковского тракторного. И, наконец, группа `Тракторные заводы`, объединившая предприятия в Чебоксарах, Липецке и Владимире, к лету 2003-го смогла публично говорить о нормализации работы на всех своих заводах.
Если учесть, что Алтайский тракторный уже входил в `Сибсельмаш`, то незадействованными `в группах` остаются лишь 3 крупных предприятия отрасли. И все они расположены на Северо-Западе. Это Онежский, Тихвинский (`Титран-Вепс`) и Петербургский (ПТЗ) тракторные заводы.
И хотя онежцы специализируются на машинах для лесного комплекса, во многом рынки сбыта трех предприятий пересекаются. Для Петербургского и Тихвинского это было неизбежно: они - `дети` некогда единого производственного комплекса `Кировского завода`.
В России, переживающей период вялого спроса на такую мощную технику, сейчас `братьям` тесновато. Неудивительно поэтому, что все три северо-западных `богатыря` реализуют политику экспансии за рубеж. Так, по официальным данным, Онежский тракторный в прошлом году поставил в Беларусь 50 единиц техники. Петербургский и тихвинский производители `Кировцев` фактически заново осваивают территорию бывшего СССР, где К-700 известен очень хорошо. С 1994 года - в Казахстан, с 2001-го - в Украину поставок этих тракторов из Петербурга и Ленинградской области официально не было. И вот в 2003 году, что называется, прорвало. Друг за другом ПТЗ и `Титран-Вепс` и их генеральные сбытовые компании организуют свои представительства в Казахстане (питерский - в Кустанае, тихвинский - в Астане), далее наступает очередь Украины.
Официальный дилер Тихвинского тракторного - киевская фирма `Агроспецресурсы` - поставляет в Украину первый К-700Т, который в сборке с широкопрофильными шинами имел большой успех на киевской агропромышленной выставке-ярмарке `Агро-2003`. ПТЗ на этой выставке не смог представить свой новый К-744, зато чуть позже открыл представительство в Украине. (На этой же выставке `Титран-Вепс` объявил конкурс на звание `Заслуженный трактор Союза` - старейшего действующего К-700.)
Соревнование тракторостроителей за потребителя и выход на рынки государств СНГ набирает силу. ПТЗ в I квартале произвел 130 единиц техники, превышая показатели аналогичного периода 2002 года, Тихвинский во II квартале произвел 62 трактора, превышая объем II квартала 2002 года в 7,8 раза. Петербургский выполнил заказ для Польши и Узбекистана, Тихвинский тракторный в июне поставил 4 трактора в Азербайджан.
ПТЗ, борясь за качество, продолжает переходить на комплектующие немецкого производства. Тихвинский, в свою очередь, на проверенные в российских условиях белорусские и украинские узлы. Не отстает и карельский `коллега`, еще 5 лет назад начавший переход на белорусские комплектующие. В этом году Онежский тракторный завод заключил с немецким концерном HSM договор о сотрудничестве, согласно которому партнеры приступают к разработке нового трактора для лесной промышленности. Трактор будут комплектовать деталями немецкого производства и собирать на площадях Онежского завода. Ранее предприятие заключило контракт о поставке в Карелию моторов другой немецкой компании - Deutz.
На прошедшей недавно в Москве отраслевой конференции ведущие эксперты заявили, что российское тракторостроение имеет большие перспективы для сбыта продукции в странах не только СНГ, но и Азии и Африки.
Для северо-западных тракторных `братьев` это не новость. Питерцы уже эффективно работают с Египтом и Вьетнамом, `Титран-Вепс` получил ряд предложений о сотрудничестве после успешной майской выставки в Иране. Весьма вероятно, что именно заказы из стран `третьего мира` реально приблизят независимые северо-западные тракторные заводы по объему производства к российским холдингам.
Техника, много лет изготавливаемая на онежском, тихвинском и петербургском предприятиях, уже доказала свою эффективность. Вопрос лишь в том, как быстро удастся освоить новые рынки и вернуться на старые.
|