Рынок систем регулирования климата сформировался после 1997 года. До 1994 года их покупали только крупные корпоративные заказчики, прежде всего банки
С 2000 года наблюдается бурный рост рынка частных заказчиков в Москве, Петербурге, на Дальнем Востоке, в Поволжье и в центре России. Кондиционеры стали устанавливать и в типовом жилье, обустройство которого обеспечивает сейчас около половины продаж.
В 2002 году продано 573 тыс. агрегатов для регулирования климата (+80% к 2001-му). Больше всего выросла реализация мобильных кондиционеров (недорогих переносных моноблоков, которые приобретают, когда нет денег на сплит-систему). Их продано, правда, всего 8,5 тыс. ед., однако это в 2,13 раза больше, чем в прошлом году. На втором месте по темпам прироста - оконные кондиционеры (178,5 тыс. шт., +84% к 2001 году). Остальное - доля сплит-систем (сложных агрегатов для регулирования климата по целому ряду параметров). Их реализовано 386 тыс. шт. (+77% к 2001-му).
Продажи зависят
от доходов населения
Россия вышла на 12-ю ступень по продажам климатического оборудования в мире, обойдя Таиланд, Малайзию, Гонконг, Австралию. При такой динамике уже в 2004 году российский рынок может стать крупнейшим на европейском континенте и занять 7-8-е в мире.
Скачки в потреблении в целом характерны для молодых рынков. Однако речь идет о столь специфическом сегменте рынка, что должны были появиться серьезные причины для них. Специалисты компании URSA предполагают, что такой причиной стало резкое снижение розничных цен на кондиционеры при росте доходов населения. Именно оно и спровоцировало рост продаж: за последние 3 года в квартирах установлено кондиционеров в 9 раз больше, чем за все предыдущие годы. Их приобрели фактически каждые 15 человек из тысячи.
Заметим, что потребление кондиционеров выросло в стране, где они не входят в список товаров первой необходимости. Однако, как правило, покупки растут при сезонных перепадах температур: после холодной зимы жаркое лето переносится особенно тяжело. Именно это обстоятельство `подогрело` покупки кондиционеров в июле 2003 года в Москве и Петербурге.
Сформировались три устойчивые зоны потребления. На Севере РФ кондиционеры закупают только в крупных промышленных центрах для офисов и производственных помещений. В основном это сплит-системы. В средней полосе России, куда входит Северо-Запад, увеличивается реализация оконных кондиционеров, прежде всего - за счет частного сектора. Третья зона - Юг, где продажи на душу населения сравнялись с южноевропейским уровнем, здесь более половины всех сплит-систем и львиная доля оконных кондиционеров приходятся на жилой сектор. Причем дорогие сплит-системы покупают больше всего на Черноморском побережье (Сочи, Анапа, Туапсе, Новороссийск). Это вызвано необходимостью регулировать не только температуру в помещении, но и влажность, которая образуется из-за холодных ночей. Однако та же причина объясняет покупки сплит-систем в Петербурге, Владивостоке, Находке и Южно-Сахалинске.
Безусловно, к установкам кондиционеров в квартирах людей подталкивает не только климат, но и рост доходов в семьях.
Стабилен рост потребления промышленных и полупромышленных систем кондиционирования. Основные покупатели - производства (в основном нефтегазовый сектор: скажем, в 2000 году с вводом в строй предприятий нефтегазового комплекса в Альметьевске рынок кондиционеров в Татарстане вырос практически вдвое), предприятия связи и транспорта. Плановые закупки прирастают примерно на 60% в год. Причем при выборе систем все больше внимания уделяется качеству оборудования. Особенно это характерно для рынка Москвы, Петербурга, Сибири и Урала.
Рост покупок в секторе среднего бизнеса во многом связан с теплым сезоном. Обычно полупромышленные и бытовые сплит-системы и вентиляционное оборудование приобретают по мере сдачи в эксплуатацию офисов, кафе или магазинов.
Представителей малого бизнеса к покупкам кондиционеров и вентиляторов может подтолкнуть только наступление жары.
Иначе ведут себя владельцы элитных квартир и коттеджей. Они нередко выбирают тот же тип оборудования, что устанавливают в их офисах. Причем покупки делают по мере завершения строительства. Однако круг богатых людей сформировался уже в предыдущие годы. Фактически динамика покупок здесь пропорциональна вводу в строй нового жилья. Причем многие застройщики, учитывая запросы потенциальных покупателей, устанавливают в элитных домах системы центрального кондиционирования.
Дальнейшее развитие рынка кондиционеров прямо зависит от уровня зарплаты людей: замечено, что реализация подобной техники скачкообразно увеличивается, если стоимость ее типового образца опускается до $900 и ниже.
Влияет на некоторые сегменты рынка и политика городских властей. Например, 60-70% продаж систем центрального кондиционирования сосредоточено в Москве. Это единственный в России город, где идет массовая реконструкция зданий с полной модернизацией инженерии. В других городах такие системы монтируют только в новых домах.
Рынок структурируется
Увеличение продаж привело к структурированию рынка. Среди оптовых поставщиков в России определились пять крупных компаний -`Даичи` (оборот - $38,13 млн), АЯК ($24,17 млн), `Климат Проф` ($23,04 млн), `Петроспек` ($22,68 млн) и `Евроклимат` ($21,3 млн). На эти пять и еще шесть фирм приходится почти 55% всего оборота, что указывает на явную концентрацию рынка. Вместе с тем количество поставщиков оборудования расширяется за счет тех, кто пытается снять сливки на подъеме рынке.
Усилилась конкуренция среди специализированных компаний. Их объемы продаж выросли в лучшем случае на 46%, у большинства фирм динамика не превысила 20-25%, а у некоторых фирм, занимающихся поставками только дорогого японского оборудования, объемы или вообще не увеличились, или упали. Специализированные компании сосредоточили свое внимание на корпоративных клиентах и постепенно уменьшают реализацию дешевых бытовых систем: их доля сегодня снизилась до 19% против 29% в 1999 году.
С 2000 года многие торговые дома стали активно прибирать к рукам рынок частных заказчиков, и их продажи за последние два года увеличились в разы. При этом самые крупные поставщики уже второй год практически отказались от использования `серых` схем и ввозят технику легально, декларируя ее через таможню. Это связано с концентрацией рынка: сегодня ряд торговых домов контролирует около 70% рынка на юге страны, где реализует 80% своей продукции. У торговых домов появились свободные оборотные средства. И это позволяет оптимизировать бизнес в регионах, где кондиционеры сложно реализовать.
После пика поставок, который приходится на апрель, торговые дома в мае - июле наполняют склады под завязку, а в августе прекращают поставки и начинают `слив` нераспроданного оборудования. Этим, кстати, уже стали пользоваться наблюдательные покупатели, приобретая кондиционеры в сентябре на более выгодных условиях, чем в пик спроса.
Специализированные фирмы, наоборот, все чаще испытывают проблемы с `обороткой`, потому что все сильнее зависят от корпоративных заказов и даже вынуждены иногда прибегать к банковским кредитам. Вот почему они сейчас стали все жестче контролировать свои расходы и больше уделять внимания маркетингу и финансовому анализу, чтобы ускорить оборот средств.
Такая политика, как показывает практика, окупается: в июле торговые дома, как обычно, завезли 11,5 тыс. оконных кондиционеров (менее 10% от годового объема поставок). Однако выдалась необычная жара, что вызвало ажиотажный спрос. Специализированные компании смогли его предугадать и восполнили образовавшийся дефицит, резко увеличив завоз оконных кондиционеров (до 22 тыс. шт.) в июле. В результате в этом месяце их доля продаж в этом секторе рынка заметно возросла.
Китай теснит
другие страны
Если говорить о типах кондиционеров, то в 2001-2002 гг. структура рынка практически не изменилась. Правда, незначительно увеличилась доля оконных и мобильных кондиционеров, а также бытовых сплит-систем. При этом доля мультисплит- и полупромышленных сплит-систем несколько сократилась, что неудивительно: ведь основной прирост обеспечили продажи кондиционеров для типовых квартир.
В целом по продажам пятерку лидеров образовали такие компании, как LG (оборот - $36,91 млн), Daikin ($29,04 млн), Samsung ($24,87 млн), Panasonic ($18,77 млн) и Fujitsu General ($16,3 млн).
По реализации систем центрального кондиционирования в 1990-х в России доминировала компания Daikin (более половины всех продаж). Сегодня она не утратила первенства, однако сегодня ей существенно наступают на пятки конкуренты ME, MHI, Sanyo и Fujitsu General.
Последние три компании продвинулись за счет политики снижения цен - в ряде случаев разница с другими производителями составляет 20-30%. Отметим также, что компания Hitachi постепенно теряет российский рынок из-за негибкой политики в поставках.
В сегменте бытовых сплит-систем первое место удерживает LG, а вот дальше картина выглядит так: Daikin, Samsung, Panasonic и Hitachi. А всего здесь представлены 48 марок, из которых 18 - китайского производства. Заметим, что все кондиционеры российской сборки (марки Rolsen, МВ, `ЕВГО`, `Энергия`, `Элемаш`) - также из китайских комплектующих. Ожидается, что в 2003 году продажи техники китайского `происхождения` увеличатся.
В целом на Китай (вместе с Тайванем) приходится более 70% продаж. А дорогие брэнды (Carrier, DeLonghi, Mizushi) в 2003 году продолжат падение. Характерно, что в России появляется все больше марок кондиционеров, которые занимают нижний ценовой ряд. Практически все они основаны опять-таки на китайских комплектующих.
|