Начало учебного года вот уже много лет практически совпадает с окончанием вступительных экзаменов в высшие учебные заведения. После основных испытаний, определяющих круг счастливцев, кто будет учиться за государственный счет, начинается набор на платные отделения, а также на вечерние и заочные. Тем не менее основные итоги приема в вузы Петербурга уже обнародованы
В 2003 году 46 государственных гражданских вузов города объявили прием на 28 553 бюджетных места, что больше, по сравнению с прошлым сезоном, на 749 мест. Общее же число новых студентов, как ожидается, в этом году достигнет 57 000 человек. Рубеж весьма примечательный: число получающих высшее образование за деньги с учетом негосударственных вузов сравнялось с количеством бюджетных студентов.
Фактически это позволяет заявить вполне определенно: рынок высшего образования в Петербурге есть. Пусть у него масса недостатков и белых пятен, но факт налицо.
Вузовский эффект
юбилея
Нынешняя вступительная кампания не обошлась без казуса. По распоряжению Минобразования РФ абитуриенты из Грузии, Латвии, Литвы и Узбекистана должны были пройти процедуру `установления эквивалентности` документов о среднем образовании, которая проводится только в Москве. Но подавляющее большинство абитуриентов узнало об этом новшестве, лишь приехав в Петербург.
Выполнить условие министерства они, разумеется, не успели. Только 16 июля от министра образования поступило письмо, разрешающее принимать неподтвержденные документы в виде исключения, с тем чтобы в сентябре-октябре первокурсники из названных государств все-таки установили соответствие своих дипломов российским стандартам. Но к тому моменту `поезд уже ушел`, так как начались экзамены.
Хотя руководители Комитета по науке и высшей школе администрации Петербурга характеризуют ситуацию как `образовательный бум`, но если сопоставить цифры, окажется, что конкурс при поступлении в вузы города в 2003 году превысил уровень прошлого года только на 1,2%.
Наибольшую активность в стремлении стать студентами проявляют девушки: они подали почти 60% заявлений. Что касается рекорда, то, как и много лет подряд, пальму первенства уверенно держит специальность `Актер драматического театра и кино` в Государственной театральной академии (более 50 человек на место). Для сравнения: конкурсный уровень наиболее популярного факультета Санкт-Петербургского госуниверситета (юридического) - 7,5 человека на место.
В 2003 году в Петербурге появился новый вуз - первый в России академический Физико-технологический университет, созданный в научно-образовательном центре Физико-технического института имени А. Ф. Иоффе РАН. Идея этого вуза состоит в том, что студентам предоставляется возможность работать под руководством и в тесном контакте с опытными учеными, после получения министерской лицензии в университете начнется подготовка аспирантов и магистров.
Почти каждый второй поступивший в государственные вузы Петербурга - иногородний (правда, надо учитывать, что немалую долю здесь составляют ближайшие соседи, жители Ленинградской области). Существенно, что иностранцев среди первокурсников в 2003 году на 70% (или на две тысячи) больше, чем в предыдущем. Причину столь резкого скачка специалисты чаще всего видят в юбилейных торжествах, благодаря которым город получил невиданную прежде рекламу.
Петербург остается одним из самых студенческих городов России. При среднем показателе по стране 170 студентов на 10 тысяч населения, в городе на Неве он составляет 490 студентов.
`Нетрадиционные` абитуриенты заставили понервничать
В этом году 50% российских выпускников одиннадцатых классов сдавали единый государственный экзамен (ЕГЭ), результаты которого во многих вузах уже засчитывают при вступительных испытаниях.
Петербург и Москва переходят на экспериментальную систему медленнее других городов, однако предполагается, что рано или поздно единый госэкзамен станет главной формой поступления в вуз.
В этом году в Петербурге результаты ЕГЭ принимали 37 вузов, из них - 26 государственных и 11 негосударственных. Однако правила для сдававших тесты были разными - где-то их баллы учитывали безоговорочно, в других местах - только по непрофильным дисциплинам. Кроме того, до сих пор остается неясным, что делать, если поступивших в вуз на основании ЕГЭ абитуриентов окажется больше, чем вакантных мест.
Это вполне реально, что показывает пример Высшей школы экономики, в которой собирались было и принимать результаты ЕГЭ, и проводить традиционные экзамены, но еще до вступительных экзаменов оказалось, что абитуриентов, сдавших ЕГЭ и набравших проходной балл, слишком много. Они забронировали почти все места, а для выпускников, еще не сдавших традиционных экзаменов, конкурс возрос с прошлогодних 8 до 100 человек на место.
То же самое подтвердил и опыт Российского государственного педагогического университета, там пока единственные из питерских вузов решили зачислять студентов только по результатам госэкзамена. `Егэшники` или, как их иногда деликатно называют, `нетрадиционные` абитуриенты с лихвой перекрыли план приема на некоторые специальности. При таком положении дел проводить привычные экзамены просто бессмысленно, более того, вузы теряют весьма важную для них возможность самостоятельно оценивать уровень подготовки абитуриентов. А в том, что полученные в школах оценки часто неадекватны требованиям высшей школы, в последние годы пришлось убеждаться регулярно. Так, только один из десяти иногородних медалистов смог подтвердить высокий уровень своих знаний, сдав на `отлично` профильный вступительный экзамен.
Тем временем систему ЕГЭ ждут новые дополнения. Выпускной экзамен по математике будет разделен на два вида - для гуманитариев и для тех, кто выбрал ее по профилю: все равно с тех пор, как идет эксперимент по ЕГЭ, этот обязательный предмет в школах с математическим уклоном сдают не в пример лучше, чем в гуманитарных классах. Министр образования Владимир Филиппов, сославшись на опыт Англии, где такая система действует уже давно, заявил: `Нам это необходимо еще и потому, что скоро все школы перейдут на профильное обучение`.
Однако ни зарубежные примеры, ни разговоры в пользу уравнивания шансов абитуриентов из столиц и провинции особого эффекта не дают. В вузах ко всему этому относятся настороженно, тем более что ожидаемые реформы сверху в высшей школе повсеместным введением ЕГЭ не должны ограничиться.
Хватит рейтингов?!
В России на обучение одного студента ежегодно расходуется $300-650 без учета стипендий и отчислений на амортизацию материальных ресурсов, а также ряда других хозяйственных статей. Если же принять в расчет все факторы, то сумма возрастает от $2 тыс. до $5 тыс. в год.
Государство устами чиновников разных рангов уже не раз заявляло, что поддерживать на достойном уровне всю систему высшей школы, доставшуюся в наследство от СССР, сил нет. Поэтому необходимо разделить вузы страны на несколько категорий, после чего обеспечить за государственный счет группу лучших, предоставив остальным, в зависимости от положения в рейтинге, искать альтернативные источники денег: спонсоров, новых хозяев, коммерческих студентов и так далее.
В этом году стало известно о подготовке Минобразования РФ `системы ведущих вузов`, против которой уже выступили многие ректоры Северо-Западного региона. Они опасаются, что такое деление может сильно ударить по провинциальным вузам.
Предполагается, что почетный статус ведущего вуза будет включать три категории: ведущий вуз федерального значения, региональный и федерально-отраслевой. Из примерно 600 высших учебных заведений страны получить его по всем трем категориям имеют шансы только 55.
Так, по сообщению агентства `Комиинформ`, ректор Сыктывкарского государственного университета Василий Задорожный считает, что ни один вуз Коми края не попадет в список ведущих в России, поскольку основным критерием оценки будет число студентов и преподавателей, по которому региональные вузы всегда уступали столичным. В итоге они могут потерять часть финансирования и даже научного потенциала, потому что преподаватели будут искать работу в ведущих вузах. В то же время, по мнению В. Задорожного, недоверие в вузах Республики Коми к реформе полностью разделяют коллеги лишь в Вологодской и Кировской областях. В остальных субъектах РФ `согласны на реформу, хотя и с большим количеством оговорок и опасений`.
|