Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Здесь не взлетают самолеты... - ЭиВ N 32 (469)
ТРАНСПОРТ
Здесь не взлетают самолеты...
No. 32 (469) 25.08.2003
Сергей ВЕЛЕНЬ
С 1995 года в аэропорту Ржевка царит нелетная погода. Успешно развивавшееся до этого времени авиапредприятие пришло в полный упадок. Прогнозы на ближайшее время остаются крайне неутешительными. Сегодня, пожалуй, никто не в состоянии точно сосчитать количество судебных исков, которые вчинены Ржевке. При этом один из них - по восстановлению в должности генерального директора Валерия Тюкина - рассматривается 8 лет, наглядно демонстрируя бессилие российской Фемиды. Недавнее решение Мингосимущества РФ предпринять уже вторую попытку приватизировать это госпредприятие вряд ли поставит точку в этой истории (первая закончилась убийством внешнего управляющего Николая Сухова в 1997 году). Более того, спустя какое-то время она, вполне вероятно, если даже и состоится, будет судебным решением отменена



Не верь глазам - верь цифрам

Ржевку невозможно вычеркнуть из истории города да и российской авиации. В годы войны здесь приземлялись самолеты, связывавшие блокадный город с Большой землей. В 1970-е годы после появления аэровокзала Ржевка стал вторым по значению аэропортом в городе после Пулково. Отсюда совершались регулярные пассажирские рейсы в крупнейшие города СССР.

Новый этап его развития начался примерно в 1994 году. Как тогда было модно говорить, из Ржевки планировалось создать северные воздушные ворота Петербурга. С этой целью руководство аэропорта после проведения необходимых работ по удлинению взлетно-посадочной полосы, реконструкции ряда собственных объектов, закупки новой техники смогло добиться получения сертификата на осуществление международных рейсов. Уже были подписаны первые заграничные контракты, достигнуты договоренности с иностранными инвесторами о комплексной реконструкции аэровокзала. По признанию Валерия Тюкина, руководившего в те годы Ржевкой, новость о том, что авиапредприятие признано неплатежеспособным и начата процедура банкротства, прозвучала, как гром среди ясного неба. Никаких замечаний по поводу профпригодности В. Тюкина тоже не было - одни благодарности и правительственные награды.

Впрочем, ситуация вскоре прояснилась. В случае с Ржевкой был применен общий подход к банкротству предприятия. Если в результате анализа финансовой деятельности выяснялось, что специально рассчитываемый финансовый коэффициент ниже установленной нормы, то данное госпредприятие автоматически считалось неплатежеспособным. Никто в учет такие мелочи как наличие к нему судебных исков от кредиторов, выплата зарплаты сотрудникам, задолженности по налогам, не принимал. Не будем рассуждать об экономической состоятельности этого коэффициента (по нему, кстати, получалось, что и Газпром также неплатежеспособен). Скажем только, что у Ржевки он недотянул до необходимой `2` из-за естественных сезонных спадов перевозок и выполняемых работ. По результатам независимой аудиторской проверки, проведенной позднее, выяснилось, что предприятие как раз находилось на подъеме, было доходным и перспективным (после 1995 года следовало ежегодное ухудшение показателей).

Важно другое. Этот коэффициент по желанию `заказчика` позволял практически любое государственное предприятие (даже приносящее прибыль!) без особой волокиты приватизировать и, предусмотрительно занизив его сметную стоимость, пустить с молотка по дешевке. Иногда так поступали сами руководители госпредприятий, в результате подобной нехитрой схемы становившиеся полновластными хозяевами компаний.



Пока суд да дело

Правда, на Ржевке инициатором банкротства был отнюдь не В. Тюкин, а люди со стороны, представлявшие мурманскую криминальную группировку. В. Тюкин им мешал. Он считал, что Ржевка должна оставаться госпредприятием. Поэтому `мурманчане` поставили на место внешнего управляющего при полном бездействии Северо-Западного управления по делам о несостоятельности и банкротстве своего проверенного человека - Николая Сухова. Ему предстояло отдать Ржевку через торги собственным хозяевам. Но бывший штурман решил воспользоваться моментом и сорвать куш. Распродавая Ржевку, он заключал липовые контракты. В 1997 году Николая Сухова застрелили.

Его преемник Евгений Шестаков сменил директорский кабинет не на место на кладбище, а на камеру в `Крестах`. Редкий случай, когда прокуратура оказалась расторопнее криминальных авторитетов. В дальнейшем в количестве внешних, а затем арбитражных управляющих легко сбиться со счета: Николай Коваленко, Сергей Истомин (последний тоже сейчас судится с Ржевкой) и т. д. В начале нового века кресло руководителя занял Владимир Молодниченко. К его приходу у авиапредприятия были уже не липовые, а вполне реальные долги перед кредиторами, собственный парк техники был распродан. Новый директор начал довольно бодро, созвав пресс-конференцию, на которой объявил, что с его приходом все проблемы останутся в прошлом.



Эта сомнительная

легитимность

Сегодня именно В. Молодниченко и предстоит попробовать провести приватизацию Ржевки. Главная задача - определить состав акционеров, возможно на инвестиционных условиях. Но пока серьезных заявок что-то не видно. Авиаруины никому не нужны. Даже Балтийская финансово-промышленная группа, лелеявшая еще несколько лет назад планы по приобретению Ржевки, похоже, поставила на них крест. Так что кто до конца этого года должен стать хозяином Ржевки, большой вопрос. Тем более что из всего хозяйства там осталось полуаварийное здание аэровокзала да взлетная полоса, которая по закону не приватизируется.

Между тем даже если приватизация и состоится, вполне вероятно, что вскоре по суду она будет признана незаконной. Дело в том, что легитимность нынешнего директора, который подписывает необходимые документы, выглядит более чем сомнительно. Восстановленный в должности в соответствии с решением суда В. Тюкин (его признали-таки профпригодным) тотчас был уволен по другой статье. Он вновь подал иск в суд, считая, что это решение - не более чем попытка не выполнить решение Фемиды и последующее мировое соглашение.

Кстати, занимающему очень серьезный пост в более чем солидной столичной коммерческой структуре В. Тюкину потенциальное кресло директора душу совсем не греет. Когда суд вновь восстановит его в должности (к этому суду по ходу процесса дело и идет), он его наверняка добровольно покинет. По его словам, сейчас восстановить Ржевку способен только чудотворец...



Закон что дышло?

Вернемся к вопросу о легитимности В. Молодниченко. Дело в том, что опять же по решению суда Всеволожского района назначать нового директора Минтранс не имел права до окончательного разбирательства дела В. Тюкина. А и. о., в отличие от полноправного директора, не имеет права подписывать некоторые документы, в том числе и те, без которых приватизация будет невозможной.

Из всей этой истории невольно напрашиваются два вывода. Первый связан непосредственно с аэропортом. Можно с большой долей вероятности утверждать, что вопрос со Ржевкой вряд ли будет в ближайшее время разрешен. И дело даже не в чьих-то финансовых или политических интересах.

Наверняка при грядущей масштабной проверке финансово-хозяйственной деятельности Ржевки за последние годы всплывет множество любопытных и доселе неизвестных фактов.

Второй вывод: во всей этой истории пока побеждает административно-правовой беспредел. Сколько лет еще может длиться это простое, казалось бы, дело о восстановлении в должности? Кто понесет ответственность за сломанные судьбы тех людей, что были уволены в конце 1990-х с совсем недавно процветавшего старейшего в России авиапредприятия `Смольное`, известного в последнее десятилетие как `Ржевка`?

Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru