Компании `Инфотек-Балтика` и `Корус-Холдинг` приобрели контрольный пакет акций ОАО `Северо-Западное пароходство` (СЗП). Новый состав совета директоров СЗП насчитывает 9 членов, среди которых два представителя госструктур, в том числе замминистра транспорта Николай Смирнов
Долой порты!
Сегодня у СЗП 16 дочерних компаний, однако не все из них рентабельны. Поэтому в ближайшее время планируется продать три принадлежащих пароходству порта. Например, будет продано ОАО `Череповецкий порт`. Уже назначен арбитражный управляющий ОАО `Новгородский порт` (Великий Новгород), у которого 53 млн руб. кредиторской задолженности.
Не приносит пока денег и ОАО `Подпорожский порт`, находящееся в Ленобласти. Через этот порт проходит ежегодно 250 тысяч кубометров леса, но в Финляндию его выгоднее отправлять по железной дороге. Возможно, ситуация изменится в лучшую сторону с приходом финской компании `Томесто`, собирающейся строить в Подпорожье лесоперерабатывающий завод.
Зато СЗП активно внедряется на южный рынок, приобретя 65% акций Астраханского пароходства. Причем доля СЗП должна вскоре увеличиться до 87%. Лишь 8% останется у московского капитала, и еще 5% будет контролировать астраханская администрация.
Председатель совета директоров СЗП Виктор Олерский называет подобную сделку политическим шагом, ведь пока у астраханцев имеются лишь два судна. Зато Каспийский регион весьма перспективен с точки зрения освоения шельфа, богатого нефтью и газом, да и Туркмения рядом.
Северная верфь
тормозит СЗП
Одна из главных проблем, стоящих сегодня перед СЗП, - строительство новых судов. В 1993-1998 гг. пароходство построило десяток судов проекта `Балтийский` с привлечением кредита ЕБРР. За три последних года со стапелей Северной верфи сошло три судна новейшего проекта `Валдай` - `Св. Апостол Андрей`, `Св. князь Владимир`, `Св. Георгий Победоносец`.
Все бы хорошо, но СЗП не устраивают сроки сдачи кораблей Северной верфью. Если, допустим, на волжском заводе `Красное Сормово` подобное судно изготавливают за год, то на петербургской верфи - за 22 месяца. Между тем цены Северная верфь заявляет такие же, как сормовцы.
Пока СЗП взяло тайм-аут: заказы на петербургской верфи возобновятся лишь после согласования вопросов цены и сроков изготовления. С другой стороны, и у пароходства не так много вариантов по выбору верфи - не каждая сможет освоить столь сложные проекты теплоходов класса `река-море`, как `Валдай` или `Русич`.
Например, всем хорош Волгоградский завод, но ведь и его мощности не безграничны. Конечно, можно заказать корабль и в Китае, но в СЗП считают, что надо развивать собственную экономику.
Пока реально СЗП сможет вводить в строй по три новых судна в год, хотя здесь мечтают о шести. По три судна в год должны закладывать и в Волжском пароходстве, контрольный пакет акций которого принадлежит ОАО `Корус-Холдинг`.
В конце 2004 г. СЗП намерено приступить к строительству химовоза. Уже с июля этого года Волжское пароходство, по заказу `Сибура`, впервые в России стало вывозить контейнеры с химией водным путем из страны в Европу.
СЗП намерено реорганизовать и свою ремонтную базу: $1 млн будет вложен в реконструкцию слипа ОАО `Невский судостроительно-судоремонтный завод`. Возможно, будет продано ОАО `Новоладожский судоремонтный завод`, а одной из главных ремонтных баз станет ОАО `Ремонтно-эксплуатационная база флота`.
СПРАВКА
`Инфотек-Балтика` работает более 10 лет на рынке водных перевозок. `Корус-Холдинг` - управляющая компания, объединяющая крупные транспортные, научно-производственные, перерабатывающие, торговые предприятия. Образована в 2000 г. Приобрела контрольный пакет акций Волжского пароходства, которое в октябре отметит 160 лет.
СЗП отметило 80 лет в январе 2003-го. Имеет 170 грузовых судов, из которых 130 - загранплавания (70% доходов). На круизном маршруте Валаам-Кижи эксплуатирует 5 теплоходов.
|