Речного флота, если почитать российскую прессу, у нашей страны вроде бы и не осталось. Однако в нынешнюю навигацию на российских реках и каналах - столпотворение судов. Чем это объяснить? Тем, что слышны в основном голоса представителей крупных пароходств, объединившихся в СОРОС (Союз российских судовладельцев). На практике же значительную долю перевозок выполняют малые компании
Это позволяет даже некоторым представителям малых компаний утверждать, что крупные пароходства в России дряхлеют. И недалек тот день, когда такие компании вынуждены будут также реструктуризоваться в малые. Или их разорит непосильное бремя содержания береговой инфраструктуры, доставшееся в наследство от советской эпохи. Таким образом, будущее речного флота - за малыми фирмами.
Как считают в Российском речном регистре, сегодня потенциал, которым ранее располагали отечественные судовладельцы для обслуживания перевозок по внутренним водным путям нашей страны, исчерпан. Устаревший флот отправляют на `гвозди`, а суда, пригодные к работе, - на ремонт и модернизацию. Сегодня в компаниях все чаще задумываются о строительстве новых судов.
Интенсивнее всего речной флот развивается на Северо-Западе РФ. Здесь на учете Северо-Западной инспекции (СЗИ) Российского речного регистра числится не менее 1,8 тыс. речных судов. Из них около 600 - типа `река-море`. Правда, их ареал плавания ограничен в основном внутренними водами.
Только одна десятая флота типа `река-море` соответствует международным конвенциям безопасности мореплавания и пригодна для выполнения загранрейсов.
Как видите, большинство судов используется для каботажных рейсов. Причем доля крупных пароходств (акционировавшихся после перестройки госпредприятий) оказывается незначительной. Основная часть речных судов распределена между 426 малыми судоходными компаниями (1-5 судов). Большинство из них зарегистрировано в Петербурге и Ленобласти.
Однако в последнее время резко возросла доля судоходных компаний, офисы которых расположены в Калининградской области. Там сейчас речфлот развивается весьма активно в связи с необходимостью анклава приспосабливаться к жизни в новых условиях - в окружении стран Евросоюза. Вот почему особенно много судов отправляют на ремонт и модернизацию. Строят и новые теплоходы.
Из такой статистики несложно понять, что приносит основной доход малым судовладельцам. Речные грузовые теплоходы, как правило, используют для довозки товаров до портов для дальнейшей перевалки на суда морского флота. Увеличивается доля речных пассажирских судов. Речные круизы - весьма доходный бизнес, который притягивает дополнительный тоннаж.
Новое веяние - заказы на строительство флота крупными российскими организациями и предприятиями (в первую очередь - нефтяными). Чаще всего это небольшие скоростные теплоходы для служебных нужд и прогулочные лайнеры. Появляются и пассажирские лайнеры типа `река-море`, оборудованные по последнему слову техники.
В связи с этим заметно возрос спрос на услуги проектировщиков нового поколения судов. Поскольку на создание проекта отводится немного времени, а требования Российского регистра остаются по-прежнему жесткими, то практически все специалисты в этой сфере освоили компьютерное проектирование.
Быстро накапливаемый электронный банк данных позволяет оптимизировать расходы на проектирование, и старые НИИ, где конструкторы привыкли работать по старинке, катастрофически теряют клиентуру...
Складывается впечатление, что сегодня практически весь флот малые судовладельцы вывели из затонов. Ведь спрос на внутрироссийском рынке на речные перевозки, по мнению многих из них, превышает предложение.
Кроме того, конкуренцию обостряет низкая пропускная способность петербургских мостов и ряда ключевых гидросооружений. В летнюю навигацию 2003 года очереди на шлюзование выросли до 30-40 часов. Фактически внутренние водные пути России работают на уровне максимальной загрузки, которая соответствует периоду расцвета отечественного речного флота в 1985-1986 гг.
Это заставляет принимать дополнительные меры для обеспечения безопасности движения по рекам и каналам страны. Повышаются требования к техническому состоянию судов и обеспечению навигационной обстановки, к пропускной способности и безопасности гидротехнических сооружений. Идут переговоры с инвесторами о строительстве дополнительных `ниток` шлюзования судов в самых оживленных для судоходства районах.
|