Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Бизнесмены напрашиваются в друзья к чиновникам - ЭиВ N 26 (463)
ТРАНСПОРТ
Бизнесмены напрашиваются в друзья к чиновникам
No. 26 (463) 14.07.2003
Борис УШАКОВ
Карельские предприниматели хотят добывать золото и строить дороги. Проблема лишь в том, насколько стыкуются их интересы с общегосударственными. Это сейчас пытаются выяснить эксперты



Народное хозяйство России все теснее связано с глобальной мировой экономикой. Для обслуживания растущих экспортно-импортных товаропотоков вкладываются дополнительные инвестиции в развитие российской транспортной системы и в укрепление ее стыков с международными трассами.

Основная проблема - нехватка широтных магистралей, что сдерживает развитие межрегиональных экономических связей, затрудняет доступ многим предприятиям на мировой рынок. Зависимость от одного вида транспорта осложняет развитие конкуренции и либерализацию целого ряда маршрутов отечественной системы грузоперевозок...

Вот лишь некоторые из причин, которые побудили ЗАО `Группа `Калевала` выдвинуть идею строительства коридора `Финляндская граница - Урал`. Его лоббисты

утверждают, что этот коридор по своей сути не противоречит основным положениям концепции российской транспортной доктрины, где при обслуживании национальных внешнеторговых грузопотоков отдается приоритет национальным терминалам. Ведь трасса состоит из отдельных элементов, каждый из которых может рассматриваться как самостоятельный проект.

Предполагаются модернизация элементов региональных транспортных систем и стыковка этих звеньев дополнительными трассами в единую цепь. При этом увеличивается пропускная способность трасс, а также нагрузка на ось автопоездов при их движении по российским магистралям.

Наконец, спрямляются участки дорог, которые заставляют водителей накручивать сотни лишних километров, следуя по обходным маршрутам.

Коридор `Финляндская граница - Урал` проходит через Республику Карелию, Архангельскую область, Республику Коми, Коми-Пермяцкий округ и Пермскую область. Главы этих субъектов РФ в 1998-

1999 гг. подписали меморандум о его создании.

Коридор `Финляндская граница - Урал` вписывается в сеть международных коридоров `Запад-Восток`, стыкуется с `Транссибом`, расширяя его возможности, дает выход к российским морским портам на побережье Балтийского моря и на Дальнем Востоке (порт Ванино). В его зону попадают промышленно-развитые территории Северо-Запада и Урала, где сконцентрированы природные запасы углеводородов, каменного угля, бокситов, баритов, цветных металлов, титановых, редкоземельных и редких руд (особенно в Республике Карелия, Коми крае и Коми-Пермяцком АО).

Реализация комплексного проекта расширяет возможности построения логистических цепочек, охватывающих весь цикл - от транспортировки сырья, его переработки и доставки конечной продукции до рынков сбыта. При этом сокращаются расстояния для перемещения сырья в широтном направлении (для Архангельской области - на 600 км, а для Республики Коми - более чем на

1 тыс. км).

Коридор `Финляндская граница - Урал` стимулирует освоение новых секторов рынка транспортных услуг и позволяет привлечь к перевозкам через территорию РФ дополнительный транзит.



Автомагистраль `Финляндская

граница - Урал`

Один из пилотных проектов в рамках коридора - проект строительства автомагистрали `Финляндская граница - Урал` длиной в 2,6 тыс. км. Намечено 7 этапов, которые можно освоить за 13 лет. По Соглашению между правительством Республики Карелия и ЗАО `Группа `Калевала` от 12.09.2000 группа выполняет функции генерального заказчика по реализации проекта.

I этап строительства - платная автомагистраль `Онего`, которая соединит финляндскую границу с Петрозаводском (264 км). Уже ведутся проектно-изыскательские работы ее первого участка (70 км). Известны основные подрядчики, участвующие в финансировании работ (среди них - корпорация `Трансстрой` и ЗАО `Компакт`).

Предполагаемый срок строительства при достаточном финансировании - 4 года, стоимость - $248,24 млн. Окупаемость - 12 лет.

II этап - создание круглогодичной паромной переправы через Онежское озеро

(84 км). Она необходима не только для

ускорения перемещения транзита (обеспечивается выход на автомагистрали `Кола` и `Онего`), но и для устойчивой круглогодичной доставки продовольствия в восточную часть Карелии.

Сейчас товары народного потребления доставляются туда по схеме `Северного завоза`, что заметно дороже. Паромная переправа втрое сократит время перевозок по маршруту Петрозаводск - Медвежьегорск - Шала и удешевит их до $16 за тонну.

Определены места причалов в Петрозаводской губе, терминалов по обработке грузов, элементы инфраструктуры и варианты приобретения 4 судов ледового класса, вмещающих до 28 грузовиков с прицепами, до 30 легковых машин и 180 пассажиров. Оценочная стоимость переправы -$53,65 млн. Окупаемость - чуть более 9 лет.

III-VII этапы - строительство участков автомагистрали Пудож - Долматово - Котлас - Сыктывкар - Кудымкар - Пермь (2,3 тыс. км). Стоимость - $2,51 млрд.

На автомагистрали запланировано сооружение 170 трекстопов, 130 АЗС, 78 мостов и 15 дорожных развязок. Вдоль трассы намечено создать сети аварийно-диспетчерской связи - транкинговую (в спутниковом радиостандарте `Тетра`) и оптоволоконную. Общая стоимость обустройства инфраструктуры трассы - $2,79 млрд.



Прожектеры хотят убить

двух зайцев

Финансирование проектов предполагается из нескольких источников. Один из них, разумеется, - российская казна. В 2002 году на парламентских слушаниях Госдумы РФ рекомендовано изыскать возможности для создания коридора `Финляндская граница - Урал`.

А в Правительство РФ проталкивается ФЦП `Северо-Западный коридор развития `Финляндская граница - Урал`, где были бы предоставлены госгарантии для комплексного осуществления проекта. Другой вероятный источник средств - привлечение частных инвестиций.

Месторождения полезных ископаемых, залегающих поблизости от коридора `Финляндская граница - Урал`, способны стать источниками дополнительного финансирования этой транспортной артерии. Поэтому проект создания коридора включает, в частности, пилотный проект доразведки месторождений золота Эльмусской провинции и разработки месторождения `Педролампи`. `Группа `Калевала` получила для этого соответствующую лицензию.

В 1987-2002 гг. в проект инвестировано $3,63 млн. В 2001-2002 гг. с высокой достоверностью подтвердилось, что на лицензионной площади имеются 2-3 новых рудных `тела` в 3-5 км от месторождения `Педролампи` с содержанием золота до 20 грамм на тонну. Общий запас - 50-70 тонн драгметалла. Необходимый объем финансирования проекта - $11,4 млн. Окупаемость инвестиций около 6 лет.

Дальнейшее комплексное развитие коридора `Финляндская граница - Урал` предусматривает организацию добычи высоколиквидных полезных ископаемых на месторождении золота `Лехта` в Республике Карелия, платиноидов, нефти, газа и газового конденсата, ванадия, хрома, никеля, строительных и дорожно-строительных материалов в других субъектах Северо-Запада РФ, а также опытно-промышленное освоение новых технологий.

Как считают инициаторы проекта, коридор `Финляндская граница - Урал` может развиваться в рамках различных вариантов государственно-частного партнерства, предусматривающих возврат средств инвесторам. Предполагается также определить схемы выпуска ценных бумаг для обращения на фондовом и финансовом рынках, ресурсных сертификатов и погашения банковских кредитов.



Второй `Гелефлинт`?

К проекту `Группы Калевала` неоднозначно относятся в Правительстве РФ. Во-первых, экспертов смущает, что реализация проекта в полном объеме может привести к усилению позиций финских морских терминалов за счет российских капиталовложений и в ущерб отечественным портовикам.

Во-вторых, в Карелии в свое время уже породили амбициозный проект, схема реализации которого очень схожа с нынешними инициативами `Группы Калевала` - `Гелефлинт` (строительство железнодорожной ветки).

В конце концов он потерпел финансовое фиаско, а расхлебывать последствия пришлось ОЖД. Ей передали управление строительством. Иными словами, дальнейшие работы стали финансироваться за государственный счет. Коммерческая составляющая проекта `Гелефлинт` осталась до сих пор загадкой.

Как заметил руководитель департамента координации транспортных систем и логистики Минтранса России Александр Кузнецов, на Северо-Западе РФ мало автодорог, полностью соответствующих международным стандартам. И действительно, не хватает широтных магистралей. Удастся в Карелии на деле продемонстрировать, что способны построить часть задуманного коридора на своей территории - хорошо. Только сформируется ли грузовая база, которая окупит затраты на него?



Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru