`Формирование новой жизненной среды` - так определили тему `круглого стола`, состоявшегося недавно в агентстве `Росбалт`, его участники. Действительно, от качества жизни миллионов людей, населяющих северную столицу, зависит будущее всего мегаполиса. Не решив эту задачу, трудно осуществить многие необходимые проекты, превратить Петербург в современный деловой центр
Во время дискуссии затрагивались важнейшие проблемы: градостроительная политика, развитие жилого фонда и городской инфраструктуры, улучшение транспортного парка, охрана окружающей среды. Разумеется, все выводы строились на данных социологических опросов, которые проводили сотрудники Агентства социальной информации.
Выступавшие вспоминали слова президента Владимира Путина, сказавшего, что Россию надо сделать страной, удобной для жизни, и проецировали эту фразу на специфические условия в Петербурге. Между тем жизненный уровень на берегах Невы оставляет желать лучшего.
Бесстрастные цифры свидетельствуют: если взять за базовую точку отсчета параметры Нью-Йорка (100 очков), то такие российские мегаполисы, как Москва и Петербург, получат соответственно 57 и 58 единиц. Есть о чем подумать.
Заживем, как в Монреале?
Выступивший на встрече депутат петербургского Законодательного собрания Михаил Амосов проиллюстрировал нашу низкую бытовую культуру таким фактом: в Финляндии, где ему как-то довелось гулять по лесу, он был приятно удивлен его чистотой, тогда как у нас - всегда мусор, бумага, бутылки, следы потухших костров.
Между тем исправить это можно. Как пояснил парламентарий, надо правильно организовать жизнь общества. Причем сделать это не столько государственными силами, роль коих, по мнению г-на Амосова, следует неуклонно сокращать, сколько стараниями самих жителей города и области.
Примеры есть: в канадском Монреале лишь 2% земли находится в собственности государства, а 98% - у частников. Нам не мешает пойти похожей дорогой, то есть регулировать масштабную застройку, сближая общественные и индивидуальные интересы.
Кроме того, нужны публично обсуждаемые и находящиеся затем под контролем горожан официальные документы. Скажем, развернутый и подробный `Генеральный план Копенгагена` лежит там в каждом киоске и стоит гроши, а в Париже опубликовано общедоступное `Генеральное досье`, повествующее в мельчайших деталях о градостроительном регулировании во французской столице. Северной Пальмире тоже не мешает обзавестись аналогичными актами, способствующими ее комплексному развитию. По этому поводу есть конкретные соображения.
Расчет прост
Для петербуржцев были бы целесообразны `Правила землепользования и застройки`, которые надо принять на базе Земельного кодекса РФ.
Продолжая тему, руководитель Департамента Федеральной службы занятости по Петербургу Дмитрий Чернейко посетовал на то, что в стране и на берегах Невы отсутствует реальный механизм управления, ощущается разрыв между законодательной и исполнительной властями.
В советскую эпоху плановые документы худо-бедно работали, хотя, спору нет, не всегда соблюдались. А сейчас, увы, движение вперед тормозит слабая правоприменительная практика.
Нас спасет мониторинг
Большое место в беседе заняли проблемы окружающей среды, исключительно значимые в условиях крупного города. Их упоминали в большинстве выступлений. Член Совета Федерации РФ Сергей Васильев отметил, что усилия петербургского правительства по централизованному руководству городской средой не удались. Северная столица неопрятна, нет специального мониторинга.
Экологические сюжеты рассматриваются только в рамках общих программ, а богатые, как считает С. Васильев, организационные возможности муниципалитетов не реализуются даже частично. А ведь старый опыт управдомов можно и должно использовать как средство, помогающее воспитывать хозяина своего дома, своего двора.
Во время дискуссии привели любопытную статистику. Из 970 опрошенных 42% полагают, что природный фон нашего существования через 10 лет, вероятно, еще более поблекнет. 32% респондентов убеждены в обратном, а 26% не знают, что и думать.
С такими результатами вполне гармонирует другой блок вопросов-ответов. 63% респондентов выступают категорически против дальнейшей застройки внутри городской территории, если этот процесс вынуждает сокращать зеленую зону. Люди хотели бы перенести новые жилые кварталы за пределы Петербурга.
24% опрошенных выступают за продолжение строительных работ, а 13% - затруднились с ответом.
Цифры, однако, подтверждают: в Петербурге сформировалось устойчивое большинство тех, кто хочет сохранить зеленую зону и выступает против массированной застройки. Так, 73% собеседников признались, что намерены, при благоприятных жизненных обстоятельствах, перебраться на окраину или в пригород.
21% петербуржцев желают остаться в центральных районах. 6% - не сделали выбора и просят тайм-аут для раздумий.
Словом, состояние города нельзя сегодня оценивать однозначно - необходимо видеть все подводные камни, учитывать многочисленные плюсы и минусы. Время покажет, а пока доживем до понедельника, 22 сентября, когда Петербург обретет нового губернатора, крепкое городское правительство и заодно - очередную концепцию своего развития.
|