Сегодня много говорят о том, что развитие круизного туризма может стать настоящим спасением для Петербурга в период белых ночей, когда гостиницы переполнены. Кроме того, каждый турист-мореплаватель в среднем тратит в порту пребывания более $100 в сутки - деньги для города, совершенно не лишние. Однако существует так называемая круизная проблема
По данным городского Комитета по туризму и развитию курортов, суммарный ежегодный вклад морских круизов в экономику туристской отрасли Петербурга составляет около $60 млн. К тому же круизные туристы - потенциальные клиенты для повторного посещения России с традиционным размещением в гостинице.
Еще один плюс: морским круизным туристам не нужна виза для пребывания в России при стоянке судов до 72 часов, и все больше компаний, таких как Silversea Cruises и Seaborn, организовывают 3-дневные заходы в Петербург.
Однако правило безвизового пребывания в данный момент не распространяется на пассажиров финских теплоходов, независимо от национальности туристов. Такова позиция МИДа РФ, обозначенная накануне прибытия теплохода компании `Силья Лайн` в Петербург. В результате заход теплохода был отменен.
А проблема, как выяснилось, заключается в разном юридическом трактовании определения `круиз`. По финским нормам круиз предполагает заход, как минимум, в три порта. Российский же МИД определил маршрут Хельсинки - Петербург - Хельсинки не как круиз, а как паромный маршрут, на который требуется виза.
Туристы на борту теплохода не планировали использовать теплоход как средство транспорта и собирались участвовать в экскурсионной программе. Компания объявила им о безвизовом статусе пребывания в северной столице, но российская сторона настаивала на визах, и финны были вынуждены отменить маршрут.
В результате неоднократных российско-финских консультаций была достигнута договоренность о групповой визе стоимостью 15 евро с человека, которую финские компании оформляют в российском консульстве в Финляндии. Однако оформление визы повышает стоимость билета на теплоход и требует дополнительных временных затрат.
По словам Елены Мальченок, исполнительного директора петербургской компании `Арктур Трэвел`, действие этого положения наглядно видно на примере финской компании `Кристина Крузес`, которая в течение 17 лет осуществляла рейсы в Петербург на безвизовой основе, но, вследствие новых требований, вынуждена была свернуть все программы в России.
В этом году `Кристина Крузес` все-таки решила возобновить заходы в Петербург - четыре раза вместо ранее планируемых 16. 17 июня теплоход `Кристина Регина` прибыл в город с американскими, немецкими, финскими туристами на борту. Все они имели визы - либо индивидуальные, либо были включены в групповую.
В финской компании утверждают, что туристам было разрешено индивидуально выходить на берег по групповой визе. Это, естественно, вызывает недоумение у пограничной службы, так как групповая виза предполагает организованный выход на берег.
- Проблема в том, что МИД не дает письменных ответов, - продолжает Елена Мальченок. - Мы запрашивали Департамент консульской службы МИД Российской Федерации, но ответа не получили, хотя вопрос простой: если теплоходы финских компаний будут заходить еще в один порт, скажем Таллин, будет ли тогда он считаться круизным судном и пользоваться правами безвизового пребывания при условии участия туристов в организованных экскурсиях?
В результате, для того чтобы участвовать в экскурсии на безвизовой основе, турист должен представить билет на экскурсию, образец которого принимающая сторона представляет пограничникам, и паспорт. Это правило действует на всех круизных судах - это же правило действует и на финских судах, но... от них требуется еще групповая виза за дополнительную плату только потому, что есть юридическое разночтение в трактовании слова `круиз`.
Возможно, есть еще какие-то причины, которые обусловлены российско-финскими дипломатическими отношениями и которые пока не известны, но, бесспорно, страдают от этого все участники туристской инфраструктуры: музеи, театры, автопарки, люди.
На сегодня ситуация не изменилась. Окончательное решение по круизной проблеме до сих пор не принято.
|