В рамках Недели высоких технологий в Петербурге состоялась 2-я конференция `Проблемы развития и использования микротехнологий в авиации и космонавтике`.
Организаторами конференции выступили: Российское авиационно-космическое агентство, корпорация `Аэрокосмическое оборудование`, Совет по космосу РАН, Межотраслевой научно-технический совет `Микротехнологии в космосе`, ВИКУ имени Можайского.
В конце прошлого года с космодрома Плесецк был запущен малый космический аппарат (МКА) `Можаец`, полет которого и сегодня успешно продолжается. На аппарате установлен комплект научной аппаратуры `Призма`.
`Можаец` спроектировали ученые из ВИКУ имени Можайского совместно с ЦНИИ `Электронстандарт` и НИЛАКТ `РОСТО`. Сборка и испытание аппарата прошли в НПО `Прикладная механика`. Интересно, что `Можаец` - это модернизированный военный космический аппарат `Светоч`, ныне снятый с вооружения.
Подобное использование списанных военных технологий значительно удешевляет научные проекты, хотя запуск МКА все равно недешев. Килограмм выводимого в космос аппарата оценивается приблизительно в $10 тыс. Научную космическую ракету вполне можно сделать и из подлежащей сокращению баллистической ракеты `Рокот`.
Кроме того, `Можайка` стала инициатором создания регионального учебно-исследовательского центра управления малыми космическими аппаратами. Здесь же утверждена межуниверситетская программа развития технологий на основе использования МКА, которая будет выполняться в сотрудничестве с другими ведущими техническими вузами страны.
Разрабатывается немало коммерческих проектов, связанных с новейшими авиакосмическими технологиями. Представитель аэрокосмической корпорации `Воздушный старт` Юрий Монахов рассказал о коммерческом проекте `Воздушный старт`. Ракету-носитель `Полет` в этом случае запускают с самолета АН-124, выводящего ее на 10-километровую стартовую высоту.
Проект комплекса предполагает мобильность, экологическую безопасность и доставку самолета на аэродром заказчика. Проект требует $120 млн инвестиций.
На данный момент готов эскизный проект, выполненный КБ `Вымпел`. Возможно, первые испытания пройдут на аэродроме самарского завода `Прогресс`.
Вероятны и коммерческие полеты туристов на орбиту Земли. Существует российский проект вывода спецкапсулы на высоту 101 км с помощью стратосферного самолета М-55, серийно производимого Смоленским авиазаводом. Капсула в 3,5 тонны, способная нести 150 кг полезного груза, отделяется от самолета на высоте 17 км.
В заданной точке турист сможет насладиться невесомостью в течение 3 минут. |