В Госдуме РФ застрял подготовленный Минтрансом и одобренный Правительством РФ законопроект о морских портах России
Этот закон призван урегулировать отношения, возникающие при функционировании и развитии морских портов. Он необходим для обеспечения безопасности торгового мореплавания, оптимизации и повышения эффективности реализации административно-властных полномочий государственных органов, устранения пробелов в законодательстве, исключения дублирования функций и установления пределов государственного вмешательства в хозяйственные и имущественные отношения в морских портах.
Руководитель Росморфлота Вячеслав Рукша считает, что без принятия этого закона сложно ожидать дальнейшего развития системы морских и речных российских грузоперевозок, а это сейчас - приоритетная задача, поставленная перед Минтрансом России.
В. Рукша полагает, что необходимо поскорее принять еще ряд законопроектов, касающихся морского бизнеса. Ведь сегодня портовая индустрия разделена на три составляющие: акватория с подходными путями и каналами, гидротехнические сооружения и зона, где функционируют частные компании.
Есть и еще круг вопросов, которые пока не имеют четкой нормативной регламентации, в частности: совпадает ли территория акватории порта с границами пунктов погранпропуска? На каждом ли причале можно осуществлять перевалку грузов в международном сообщении? Имеет смысл разделять причалы, обслуживающие каботажные и внешнеторговые грузы?
На многие вопросы нужны ответы, подкрепленные нормативной базой, иначе сложно осуществлять дальнейшие морские реформы.
Необходима также паспортизация объектов госсобственности, арендованной у портов. По мнению Минтранса, окончательное утверждение договоров аренды должно происходить на федеральном уровне, чтобы они были учтены в общей схеме развития портов.
При этом В. Рукша обратил внимание, что в последнее время российские морские порты благодаря выработанной государственной политике получили мощный импульс для развития. В Правительстве РФ намерены активно развивать специализированные терминалы.
В частности, необходимо преодолеть нехватку мощностей по перевалке зерна, угля и нефти. Одновременно это должно способствовать ускорению вагонооборота и снижению простоев вагонов. В 2002 году федеральная программа модернизации
транспортного комплекса России предусматривала строительство сразу нескольких терминалов в морских портах Усть-Луга, Приморск и Восточный...
Существует программа развития морского торгового флота. Он необходим в первую очередь для обслуживания международной торговли страны. Выбор флага - дело каждого судовладельца.
И все же не стоит забывать, что Россия - страна-экспортер. Сегодня доля перевозок собственным флотом - 4%. А емкость фрахтового рынка под российские внешнеторговые грузы оценивается в $5,5 млрд в год. Возить груз на продажу за рубеж под чужим флагом - значит терять значительные поступления в госбюджет.
За последние 10 лет дедвейт морского торгового флота под российским флагом сократился с 10,6 до 3 млн тонн (в 3,6 раза!). Одна из причин - высокая доля налогов в стоимости транспортных услуг, особенно по сравнению с судоходными компаниями стран, имеющих международные реестры.
В России обсуждается введение второго реестра судов. Это не только экономический, но и политический шаг. Аналогичные меры давно уже приняты в странах Европы.
К сожалению, Россия во многом сегодня зависит от импорта услуг по фрахту морского тоннажа.
Одна из главных проблем в развитии отечественного флота - внутренняя банковская система: у нас нет системы кредитования, необходимой для финансирования строительства флота.
Подпрограмма `Морской транспорт` предусматривает с 2006 года введение в строй по 80-100 новых судов в год. Стоимость каждого из них оценивается в среднем по $25 млн, а срок окупаемости - 10-12 лет. Для реализации подпрограммы создание системы кредитования - острейшая необходимость, как и четкое распределение прав, ответственности и рисков инвесторов.
Определенные шаги к стимулированию развития флота в настоящее время предпринимаются. В частности, Председатель Правительства РФ М. Касьянов подписал постановление, согласно которому не облагаются налогом суда, эксплуатируемые под российским флагом на условиях бербоут-чартера, что позволит нашим судовладельцам иметь доступ к иностранным инвестициям.
|