Слияния и поглощения фирм беспокоят Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). Предстоит выработать критерии, по которым будут оценивать, являются ли слияния и поглощения способом повышения конкурентоспособности на рынке, или это результат картельного сговора, сообщил на VII Петербургском экономическом форуме замминистра РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Сергей Дудкин.
Одним из критериев оценки может стать качество предоставляемых услуг (продукции), а также необоснованное повышение цен на них, ставшее результатом слияний и поглощений фирм, с точки зрения интересов потребителей.
Сейчас в МАП ведут мониторинг за тысячами сделок, совершаемых в стране. Это распыляет силы специалистов и сказывается на эффективности экспертизы. Предполагается повысить пороговые параметры сделок и углубить дифференцированный подход к ним. В результате сократится количество сделок, о которых необходимо заявлять в МАП предварительно. Они перейдут в разряд операций, которые подлежат всего лишь уведомительному согласованию. Таким образом, в МАП намерены высвободить ресурсы для анализа сделок, которые способны вызвать передел рынка в пользу определенных групп компаний.
Предполагается также добиться повышения штрафных санкций для нарушителей антимонопольного законодательства: штрафы хотят `привязать` не к МРОТ (по закону максимальное наказание - 5 тыс. МРОТ), а к оборотам компаний. Если же рынку слияние наносит серьезный ущерб, от чего страдают потребители, то в МАП настаивают на изъятии незаконно полученной прибыли в бюджет.
Другое направление - борьба с недобросовестной конкуренцией. В частности, в сфере интеллектуальной собственности. Уже появились первые прецеденты, когда в МАП объявляли войну незаконному использованию брэндов. Недавно, например, в Болгарии один из производителей шин использовал товарный знак, практически идентичный тому, который принадлежал известному российскому предприятию. В результате на пути экспорта российских шин в Болгарии поставили искусственные административные барьеры. Вмешательство МАП помогло их снять и восстановить справедливость.
По той же причине, как считает С. Дудкин, в России следует отменить дотирование (в виде субсидий и субвенций) отдельных предприятий: это искажает рыночную среду и создает неравные условия конкуренции. Подобный подход согласуется с практикой ВТО: дотировать можно лишь отдельные объекты. Например, определенные регионы с суровым климатом или удаленные от развитых промзон. Субсидии и субвенции могут получать и отдельные отрасли, если финансируется выполнение конкретных целевых госпрограмм: строительство и ремонт автодорог, развитие инфраструктуры, к которой субъекты рынка получают равный доступ...
В 2002 году в России зарегистрировано около 1,5 тыс. грубых нарушений антимонопольного законодательства (сюда не включены мелкие проступки типа отказа предоставления МАП сведений). Среди естественных монополий по числу нарушений лидируют российские железные дороги, предприятия электросвязи, поставщики электроэнергии.
|