Субсидии, выделяемые из бюджета Петербурга на пассажирский транспорт, растут из года в год, а качество работы ГУПов лучше не становится. В ближайшее время система финансирования муниципального транспорта может измениться. Администрация Петербурга намерена выставить субсидии на тендер
Действующие в городе ГУПы - `Пассажиравтотранс` и `Горэлектротранс` - убыточны. По данным Комитета финансов администрации Петербурга, `Пассажиравтотранс` покрывает только 60% собственных расходов, а `Горэлектротранс` - 48% максимум.
Метрополитен в этот список не входит, поскольку получает доходы. При наличии бюджетных субсидий ГУПы не заинтересованы в сокращении расходов, а также в расширении маршрутов. Что и подтверждают итоги их работы.
Новая схема финансирования, над которой трудятся в Комитете финансов, предполагает распределение бюджетных субсидий на основе конкурса. За них будут бороться как государственные, так и частные перевозчики.
В лот войдут несколько маршрутов. Как пояснили в комитете, выставить один на тендер сегодня невозможно, потому что отсутствуют точные данные по расходам и доходам наземного транспорта. И хотя мониторинг пассажиропотоков уже несколько лет ведет Комитет по транспорту, его данных недостаточно для того, чтобы проводить точные расчеты.
Конкурс преследует благие цели: поставить в равные условия перевозчиков, оптимизировать бюджетные расходы, стабилизировать положение на дорогах. Сейчас конкуренция на маршрутах, особенно выгодных, обострилась, что не только затрудняет движение, но и приводит к дорожным происшествиям.
Победитель конкурса, предложивший лучшие условия (соответственно при минимальной величине субсидий), должен будет организовать наряду с коммерческими и социальные маршруты (по регулируемым тарифам). По социальным - перевозчик получит субсидии из бюджета. Но где гарантия того, что они будут израсходованы по назначению?
Многие перевозчики высказали сомнение по этому поводу. Кроме того, пока нет специализированной организации, которая бы контролировала выполнение городского заказа.
Правда, сейчас речь идет о том, чтобы государственный контроль в данной сфере сохранить. Идея была в свое время предложена Комитетом по транспорту. Сейчас ее поддерживают и в Комитете финансов администрации Петербурга. Перевозчиков, которые нарушат условия госзаказа, накажут (предусмотрены санкции в виде уменьшения субсидий).
Контроль, безусловно, нужен, но не обернется ли он еще одной кормушкой для чиновников? Частника проверить не так просто.
|