В Петербурге разработан перспективный финансовый план на 2004-2006 гг. и определены основные направления бюджетно-налоговой политики. Приоритетными на ближайшие годы станут два аспекта - социальный и программа капитальных вложений
Более подробно об основных направлениях перспективного плана представители Комитета финансов администрации Петербурга рассказали на `круглом столе`, состоявшемся в ИТАР-ТАСС. Кроме непосредственных разработчиков в обсуждении плана участвовали эксперты центра `Стратегия`, `Леонтьевского центра`, Петербургского университета экономики и финансов, а также Социологического института РАН.
Представляя план, председатель Комитета финансов Виктор Кротов сообщил, что первоочередной задачей является повышение зарплаты работникам бюджетной сферы. Уже в следующем году на эти цели предусматривается выделить 26 млрд руб. (в 2003-м - 17 млрд руб.).
Администрация обещает установить нижнюю планку зарплаты бюджетников на уровне прожиточного минимума, тогда как сегодня она его не достигает. Привязка к этому показателю, а не к МРОТ позволяет сделать оплату в несколько раз выше, чем в других регионах.
По плану к 2006 году она вдвое превысит прожиточный минимум и достигнет 3700 рублей.
Вторым главным направлением плана являются капитальные вложения. За три года на эти цели предусматривается выделить свыше $2 млрд. В следующем году эти отчисления составят 15 млрд руб., из них 3,5 млрд руб. направят в фонд развития инфраструктуры. Сам фонд в городе создан год назад, но пока, к сожалению, не заработал в полную силу. В 2003-м он аккумулировал 180 млн руб., из которых израсходовано 20 млн руб.
Отвечая на вопрос, почему процесс финансирования застопорился, В. Кротов причину так и не назвал, но сообщил, что в полном объеме будут выделены средства на благоустройство городских магистралей. Об этом КФ договорился уже с отраслевым комитетом.
Составление перспективных финансовых планов хотя и является обязательным по Бюджетному кодексу, но осуществляется без использования каких-либо четких методических рекомендаций. Более того, как отметила эксперт Университета экономики и финансов Наталья Иванова, разработка среднесрочных стратегий сопряжена с рисками, связанными, в частности с изменениями федеральной налоговой политики.
Так, в следующем году из бюджета города выпадают доходы из-за отмены ряда налогов: с продаж, пользователей автодорог, акцизов на табачные изделия. А компенсационные выплаты, на которые рассчитывают регионы, на самом деле их не восполняют. К примеру, в этом году центр отдал субъектам 60% акцизов на нефтепродукты.
Но схема не заработала, поскольку АЗС отказались по ней добровольно работать. Налог по-прежнему платят нефтеперерабатывающие заводы, что приводит к неравномерному распределению этих доходов по регионам. В следующем году акцизы на нефтепродукты будут перечисляться в полном объеме, но если схема останется прежней, то восполнить выпадающие доходы вряд ли удастся.
Участники `круглого стола` в большинстве своем приоритеты плана назвали правильными, но в то же время эксперты отметили такой недостаток, как отсутствие в плане источников финансирования, которые позволят покрыть возрастающие расходы.
По словам же заместителя председателя КФ Сергея Демина, это сделано преднамеренно. `Мы не хотели активизировать лоббистов, которые бы защищали интересы тех, кто получит меньше`, - отметил он.
Эксперт центра `Стратегия` Татьяна Виноградова такой подход назвала непрозрачным. Показывать только красивые стороны - это политика, а исполнительная власть должна быть вне ее, подчеркнула она.
Резкое увеличение расходов приведет к тому, что бюджеты 2004-го и 2005 года будут дефицитными, хотя и в умеренных размерах (по 3,5 млрд руб. на каждый год). Профицит планируется в 2006 году. Он пойдет на финансирование долга и на его обслуживание. Одним из источников дополнительных средств станут доходы от размещения городских облигаций на срок 10-15 лет.
Заемные средства, по словам В. Кротова, в два ближайших года позволят сформировать фонд развития инфраструктуры.
|