Одна из основных проблем банков в развитии ритейлового бизнеса сводится к отсутствию у них сведений о кредитной истории заемщиков. Такое мнение высказал недавно первый заместитель председателя ЦБ РФ Андрей Козлов
Ипотека, долгосрочное кредитование физических лиц широко распространены во всем цивилизованном мире и являются выгодными как для кредитных организаций, так и для потребителей этих услуг. Однако у российских банков ритейловый бизнес пока не нашел большого распространения. Одна из основных причин такого положения дел - отсутствие в распоряжении банков кредитной истории потенциальных заемщиков.
И если в случае с предприятиями и компаниями некоторые факты в области займов и их погашений чаще всего можно обнаружить, то в случае с физическими лицами все обстоит гораздо сложнее: вычислить среди них недобросовестных заемщиков намного сложнее, а иногда и просто невозможно.
Решить эту проблему могли бы кредитные бюро, предоставляя банкам необходимую информацию о кредитной истории заемщиков, однако пока этот институт находится в зачаточном состоянии. Хотя кредитные бюро постепенно создаются, однако не владеют информацией в объеме, достаточном для удовлетворения потребностей банков.
По словам президента Ассоциации банков Северо-Запада (АБСЗ) Владимира Джиковича, на Северо-Западе существует проект кредитного бюро, услугами которого пользуются банки региона. Однако для его полноценной работы необходимы законодательные акты, оговаривающие легитимность организаций, собирающих информацию о заемщиках и предоставляющих ее кредитным организациям.
Наиболее полную информацию о физических лицах - потенциальных заемщиках имеют сейчас монополии, осуществляющие расчеты ЖКХ, такие как Ленэнерго и Водоканал, а также Сбербанк России. Именно Сбербанку отводится ведущая роль в вопросе создания кредитных бюро в России, поскольку из всех банков он имеет наибольшую базу кредитных историй физических лиц.
Но Сбербанк пока не торопится участвовать в создании системы кредитных бюро, отдавая накопленную им за многие годы информацию в пользование другим организациям, и это является сдерживающим фактором для многих банков.
`Сегодня мы находимся в одном шаге от создания кредитного бюро, - считает президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян, - если Сбербанк поделится информацией, то практически все банки присоединятся, предоставив и свои сведения`.
Гарегин Тосунян рассчитывает в итоге привлечь Сбербанк России к работе над новой структурой, ведь тот не меньше других заинтересован в создании межрегионального кредитного бюро.
`Мотивация вовлечения Сбербанка проста, - объясняет президент АРБ, - ему известно, что лучше поделиться информацией и остаться внутри корпорации, нежели оказаться вне ее, не делясь ничем. Кроме того, те, кто включится в проект в ближайшее время, будут в дальнейшем иметь преимущества и влиять на дальнейший процесс`.
По словам Г. Тосуняна, в ближайшие полгода станет ясно, кто из крупных держателей информации примет участие в создании системы кредитных бюро. И только через три-четыре года, по мнению первого заместителя председателя ЦБ РФ Андрея Козлова, в России появится реальная система кредитных бюро.
Есть два варианта создания данного института: появление нескольких кредитных бюро, из которых выживут отнюдь не все, и создание системы `сверху`, что, в свою очередь, чревато бюрократическими сложностями. Однако сам Центральный банк России предпочитает занимать пассивную позицию.
`Центробанк ничего не собирается предпринимать для создания кредитных бюро, кроме разве что поддержать любой разумный законопроект на эту тему`, - сообщил журналистам Андрей Козлов. `В то же время если Центральному банку России будет поручено создать кредитное бюро, то он это выполнит`, - сказал А. Козлов и сравнил ЦБ с бронепоездом на запасном пути.
|