ОАО `Нефтяная компания `Роснефть-Архангельскнефтепродукт` реконструирует терминал `Архангельская нефтебаза`. Во многом благодаря приросту перевалки углеводородов на этом терминале в последнее время Архангельский морской торговый порт наращивает обороты
Среди 9 нефтебаз, которыми располагает ОАО `НК `Роснефть-Архангельскнефтепродукт`, Архангельская - крупнейшая. И она ориентирована на экспорт нефтепродуктов. Топливо туда поступает по железной дороге: в день сливается до 100 вагонов светлого топлива (бензин и дизельное топливо) и до 60 вагонов темного (мазут марок М-100 и М-40).
На нефтебазе также изготавливают судовое высоковязкое легкое (СВЛ) топливо - около 100 тонн в час. СВЛ-топливо может накапливаться в спецрезервуаре для бункеровки судов и в танках для поставок на экспорт. Для ускорения слива топлива из цистерн на железнодорожной эстакаде монтируют два дополнительных мазутоподогревателя. Для перевалки топлива на экспорт также модернизирована котельная.
На модернизацию Архангельской нефтебазы ОАО `НК `Роснефть-Архангельскнефтепродукт` планирует выделить в 2003 году 336 млн руб. Это даже несколько больше, чем предполагалось в 2002-м.
Причем эти средства должны быть освоены до октября 2003 года. Поэтому сейчас начинается основная работа. В первую очередь реконструируют железнодорожные эстакады, чтобы поднять пропускную способность терминала с 60 цистерн до 108 цистерн, которые могут обрабатывать одновременно. Это означает, что в Архангельске смогут принимать длинносоставные поезда. Значит, увеличивается эффективность перевозок по стальным магистралям и появляется повод для дальнейших переговоров с руководством ОЖД о привлечении новых инвестиций в укрепление путевой инфраструктуры, ведущей в Архангельский порт.
Расширяются склады: намечено ввести в строй 4 новых резервуара (два по 40 тыс. и два по 10 тыс. кубометров). Часть резервуарного парка планируется отвести для хранения сырой нефти, поставки которой в Архангельск должны начаться в сентябре-октябре 2003 года.
После модернизации ежемесячную мощность нефтебаз доведут до 400 тыс. тонн нефти и нефтепродуктов.
Руководство ОАО `НК `Роснефть-Архангельскнефтепродукт` считает, что Архангельск в перспективе сможет стать центральным пунктом перевалки для нефти из шельфа Тимано-Печорской провинции. Ее добыча увеличится после ввода в эксплуатацию арктической платформы, которую изготавливают на Севмашпредприятии (Северодвинск).
Сырье также может поступать с месторождений компании `Северная нефть`. Сначала - по нефтепроводу на юг Архангельской области, а потом - в железнодорожных цистернах в порт. Оттуда на небольших танкерах нефть доставят к танкеру-накопителю грузоподъемностью более 300 тыс. тонн, который будет поставлен на якорную стоянку в Кольском заливе.
У этого плавсклада смогут швартоваться крупнотоннажные танкеры дедвейтом 100-150 тыс. тонн, которые затем последуют в Европу и Америку. Эта схема должна заработать в сентябре-октябре 2003 года.
В целом в 2003 году в ОАО `Роснефть` намерены перегрузить 5 млн тонн нефтепродуктов. В 2002 году компания обязалась перевалить через Архангельск 2 млн тонн нефтепродуктов. Губернатор Архангельской области Анатолий Ефремов подчеркнул, что это обязательство было перевыполнено. И вот теперь достигнуто новое соглашение администрации области с `Роснефтью`. Из него, кстати, вытекает, что `Роснефть` в будущем станет прокачивать через Архангельск около 760 тыс. тонн газового конденсата и 1,6-1,7 млн тонн дизтоплива. Также намечено построить участок для перевалки авиатоплива для аэропорта Архангельск, оборудование для чего уже получено.
Перевалка углеводородов через Архангельск в 2002 году составила почти две трети от общего объема грузопотоков. В Морской администрации порта Архангельск считают обработку этих грузов крайне перспективным бизнесом, хотя свои проекты `Роснефть` начала развивать только в 2001 году. Это стимулировало проведение дноуглубительных работ, которые до этого практически приостановились.
Естественно, гарантированные глубины на подходах к порту уменьшились. Без дноуглубления и капремонта причала развитие перевалки углеводородов в Архангельске оказалось бы невозможным. В конце 2002 года у нефтебазы смогли швартоваться танкеры дедвейтом до 21 тыс. тонн.
В 2003-м намечено провести дноуглубление так, чтобы терминал смог принимать два танкера одновременно. В конце 2003 года к причалу смогут подходить танкеры с максимальной осадкой до 10 метров и водоизмещением около 25 тыс. тонн.
СПРАВКА
ОАО `НК `Роснефть-Архангельскнефтепродукт` - предприятие, в распоряжении которого на территории Архангельской области 6 филиалов, 59 заправочных станций и 9 нефтебаз, где трудятся более четырехсот человек.
В 2002 году на его нефтебазе в Архангельске обработан 191 танкер, из них около ста - на экспорт. За рубеж отгружено 1,93 млн тонн, на внутренний рынок - 121,9 тыс. тонн нефтепродуктов. Объем реализации продукции в 2002 году в денежном выражении оценивается в 1,3 млрд руб., а чистая прибыль - более 264 млн руб.
|