Варандей. Край земли. Два месяца в году холодно, десять - очень холодно. Южный берег Баренцева моря. Так распорядилась природа: именно там располагаются одни из крупнейших российских месторождений нефти и газа. Природа, словно в насмешку людям, устроила свою кладовую за полярным кругом, которую люди, не мудрствуя лукаво, назвали месторождением Варандей и месторождением Колгуев
Вне зависимости от погоды, времени года и настроения здесь каждый занимается своим делом. Одни качают черное золото, другие его перевозят, третьи обеспечивают нормальный быт. В этих же условиях несут свою службу и таможенники. Это от них зависит, уйдет под завязку загруженное нефтью судно к месту приписки, где его ждет с нетерпением заказчик, или нет.
Мало кто представляет, с какими перипетиями связана на месторождениях работа таможенника, что кроется за газетными строчками: `Нефть Варандея идет на экспорт`; или: `Всего с Варандея, Колгуева и месторождений Обской губы танкерами только Мурманского пароходства будет вывезено в 2002 году рекордное количество нефти - свыше одного миллиона тонн`.
Добраться до морских терминалов, расположенных на Варандее и острове Колгуев, где загружаются и проходят таможенное оформление танкеры, - это уже само по себе приключение не для слабонервных. Можно самолетом или вертолетом, если позволяет погода. Можно морем, если не закончилась навигация и нет штормов. При этом два морских терминала находятся на расстоянии более 2000 км друг от друга. Кроме того, таможенное оформление на Колгуеве возможно только в период навигации, когда позволяет ледовая обстановка. В зимний период танкерам пробраться сквозь льды не помогут даже ледоколы.
У таможенного инспектора есть два пути, которыми он попадает на борт танкера. Либо он вылетает в Мурманск для встречи танкера, идущего из-за границы. Затем уже на нем следует к месту загрузки и оформления. А это ни мало ни много - двое суток, штормовое море и все прелести морского перехода. Либо - `таможенная вахта` в поселке на берегу.
Только при таких условиях можно держать руку на пульсе в работе с участниками внешнеэкономической деятельности, осуществляя таможенный контроль на всех этапах: от пересечения танкером границы до проводов его в обратный путь.
Но самое интересное, а порой и опасное связано с технологией загрузки танкера. От наземного терминала в море отходит дюкер - нефтепроводная труба по дну моря. Тянется она до того места, где глубина (не менее 12 метров) позволяет находиться танкеру для закачки нефти.
Подходить к точке дюкера капитан танкера может только с разрешения таможни. И тогда начинается для таможенника экстрим. Танкер находится в 3-5 км от берега, и на него надо попасть. Сначала по мелководью на вездеходе, затем на катере, почти при постоянной высокой волне и ледовых торосах. По свидетельству очевидцев, чтобы вскарабкаться по обледенелому трапу незагруженного танкера на высоту трехэтажного дома, нужно обладать незаурядной физической подготовкой и мужеством.
Досмотр загруженного танкера тоже дело непростое, тут уже надо знать, как `Отче наш`, современные автоматизированные системы нефтепогрузки. Что характерно: при взятии проб опытный инспектор может по запаху определить, из какой именно скважины нефть.
И вот танкер загрузили нефтью (на это уходит 38-42 часа), таможенное оформление закончилось, в декларации появился заветный штамп `Выпуск разрешен`, и потяжелевшее на 20 тысяч тонн судно отправляется в обратный путь. Таможенник тоже отправляется в путь. Либо с танкером на Большую землю, либо в поселок нефтяников на берег. До следующего танкера.
|