В последние две недели те петербуржцы и, конечно, петербурженки, которые занимаются поиском работы в Интернете, могли обратить внимание на один интересный факт: на job-сайтах заметно возросла доля вакансий, которые работодатель готов отдать только женщинам
Конечно, к вакансиям кузнецов и грузчиков это не относится, но на такие `внеполовые` специальности, как начальник отдела рекламы, на которые еще недавно при прочих равных условиях старались брать мужчин, стали чаще требовать женщин. С чего бы это?
Напомним, что год назад, в апреле 2002 года, в Петербурге произошло весьма важное для определенных кругов событие: в прокуратуру и антимонопольный комитет Петербурга были отправлены два письма с требованием запретить публикацию в СМИ объявлений о вакансиях, в которых содержатся ограничения по половому и возрастному признаку.
Автор одного из писем - Клуб деловых и профессионально активных женщин Петербурга. По программе, финансируемой Европейским союзом, этот клуб провел исследование, в результате которого выяснилось, что женщины практически не знают своих прав. Более того, они уверены, что в частных компаниях трудовое законодательство не действует вообще.
Разумеется, это не так.
Статья 64 Трудового кодекса.
Гарантии при заключении трудового договора
Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.
По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме.
Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке.
Кроме `антиженских`, на момент отправки письма в Петербурге не были редкостью и такие объявления о вакансиях, в которых указывались возрастные ограничения.
Правда, директора по персоналу в случае попыток разобраться с этим легко говорили, что эти критерии весьма условны и на собеседовании внимания на них никто не обращает: `Соискателем может стать как более взрослый человек, так и более молодой - лишь бы понравился`. Тем не менее дискриминирующие ограничения были налицо.
Второе письмо в прокуратуру и МАП, как ни странно, было от рекрутеров. Директора некоторых агентств (немногие!) заявили, что рекрутеры обязаны содействовать становлению цивилизованного рынка труда: `Грань между половым ограничением и, к примеру, расовым очень зыбкая, и если не предпринимать никаких действий, то недалек тот день, когда эта граница исчезнет вовсе`.
Безусловно, они оставляли за работодателем право и даже обязанность иметь особые критерии для отбора кандидатов, но предлагали тем использовать для этого цивилизованную форму. Ведь ничто не мешает вместо возрастного ограничения писать о требованиях к опыту работы. `Вряд ли 20-летний откликнется на объявление, где требуется 5-летний стаж`, - говорили цивилизованные рекрутеры.
Год прошел,
как сон пустой
За прошедший год так и не определилось, кто сможет запретить публикацию `некорректных` объявлений. Представители антимонопольных органов говорили, что это не в их юрисдикции: `После консультаций с юристами мы пришли к выводу, что подобные объявления носят информационный характер и поэтому не подпадают под понятие рекламы`.
Начальник управления по надзору за исполнением законодательства Управления Генеральной прокуратуры РФ в Северо-Западном федеральном округе Николай Фатнев сразу же объяснил, что запретить публикацию подобных заявлений практически невозможно: `Это подпадает под Закон о СМИ, в 4-й статье которого четко прописано, какого рода информацию распространять запрещено. Информация о том, что требуется мужчина определенного возраста, не подпадает под эту статью, и потому никто не вправе запретить средствам массовой информации публикацию подобных объявлений`.
Но как быть с тем, что разработчики трудового законодательства считают иначе? Они весь год отстаивали иное мнение: `Если в объявлении указано, например, что фирма приглашает на работу мужчин в возрасте от 20 до 25 лет, проживающих в определенном городе, - в таких объявлениях есть сразу несколько нарушений Трудового кодекса. Не должно быть никаких возрастных
ограничений, не может быть ограничений по месту жительства (ст. 3 нового Трудового кодекса)`.
С 1 февраля прошлого года, после вступления в силу нового Трудового кодекса, всякий работодатель, отказав кандидату в работе, был обязан по его требованию выдать письменное объяснение отказа. С этой бумагой работник мог идти в трудовую инспекцию или суд. Если мотивы отказа противоречили закону, работодатель мог быть наказан.
Однако судебная практика не показала подобных прецедентов. Более того, работодателям можно не беспокоиться по этому поводу. По словам юрисконсультов, если письменный отказ основан на доводах, которые не противоречат Трудовому кодексу и Конституции, тогда проблем у работодателя не возникнет.
Сами представители бизнеса также не обеспокоились возможными исками. Профессиональные консультанты по
управлению персоналом посоветовали всем компаниям разработать четкие процедуры оценки сотрудника при приеме на работу. Хотя если компания попала бы под суд, ей в любом случае непросто было бы доказать, что кандидат формально не соответствовал профессиональным и личностным требованиям, перечисленным в объявлении. И еще сложнее, что он не смог это продемонстрировать во время собеседования.
Если хотя бы одно дело дошло до суда (что маловероятно), то в ходе процесса репутация компании могла бы стать изрядно подпорченной.
Но пока правозащитники своим шансом создать судебный прецедент не воспользовались.
А в Москве лучше...
Обрадованные забрезжившим прогрессом, мы обратились к петербургским работодателям и рекрутерам с вопросом: `Неужели за год вторая столица проделала такой большой путь к светлому будущему? Начальника отдела маркетинга и рекламы подавай женщину, отдела кадров - женщину, специалиста информационного отдела - опять же женщину! Мужчин ведь дискриминировать-то начали...`
И с грустью поняли, что нет, не проделала. И с радостью, что нет, не начали.
- Я волны спроса на специалистов-женщин не наблюдаю, - сказала директор группы поиска персонала `ТРИЗА Exclusive-СПб` Юлия Сахарова, - спрос постоянно меняется. Судя по объявлениям в деловой прессе, за последний год не произошло изменений к лучшему.
Наша компания работает в нескольких регионах. Хочу сказать, что в Москве в приличных газетах, где размещают объявления пристойные компании, 90% этих объявлений вообще не содержат упоминаний о возрасте и половой принадлежности. В Петербурге же, по нашим подсчетам, наоборот, до 80% объявлений содержат дискриминацию по полу и возрасту.
Это не только демонстрирует устаревшие требования петербургских работодателей, но и сужает для них круг поиска. Практика рекрутеров доказала: главное, что может влиять на качество работы соискателя - это опыт работы. Вот требования к нему и надо подробно указывать в объявлениях. А во-вторых, влияют личные качества. Современный успешный профессионал вне пола и возраста.
Директор кадрового агентства `АРЕС` Владислав Горбенко считает, что петербургские работодатели в последние 3-4 года обращают все меньше внимания на пол работников. По его словам, сотрудники агентства по привычке иногда сами спрашивают заказчика, мужчина или женщина тому требуются, но все чаще слышат в ответ: `Нужен профессионал`.
В свою очередь, директор агентства `Гранд` Анна Карасева этого почти не ощутила, зато все чаще сталкивается с ограничением по возрасту. Объясняется это, по ее мнению, тем, что работодателям требуются дети компьютерного века.
- Молодые специалисты способны более гибко мыслить и быстрее усваивать информацию в наше время информационных технологий. Кроме того, многие из них лучше чувствуют природу коммерческих рыночных отношений, - пояснила А. Карасева.
|