Если в советское время в стране было два предприятия, выпускающих белую жесть, из которой делается баночная тара для консервов, в Магнитогорске и Караганде, то сейчас в России на этом рынке осталось единственное предприятие - АО `Магнитогорский металлургический комбинат`. Конкурентов на российском рынке у него нет, но и в перечне российских предприятий, занимающих на рынке доминирующее положение, он не упоминается
Кого можно считать монополистом и как регламентируется его деятельность, прописано в законе. Однако, как ни странно, являясь единственным предприятием по выпуску белой жести, на 100% завладев рынком потребления этой продукции, Магнитогорский металлургический комбинат на протяжении всех лет избегает антимонопольных требований. Как же так получилось, что комбинат оказался в положении единоличного хозяина поставок дефицитного исходного материала для производства тары?
Золотые консервы
Не имея в ближайшей перспективе никаких ограничивающих рычагов, комбинат-монополист увеличивает по своему усмотрению цены, стремясь их приблизить к международным. При этом пока мало заботится о соответственном улучшении качества. Поэтому представители комбината, которые приезжают `на места` разбираться с рекламациями, вздыхают, соглашаются, что в поставленных партиях продукции слишком много брака. Но затем скромно заявляют: `Если вас не устраивает качество - не берите`.
Пользуясь исключительным положением, комбинат только в феврале 2003 года поднял цену на свою продукцию почти на 30% и готов в ближайшее время поднять ее еще на 10%. А почему бы и нет, если на внутреннем рынке у него нет конкурентов, а импортная жесть нашим отечественным потребителям все еще не по карману, есть и таможенные проблемы.
Один из потребителей белой жести в России - Мурманский тарный комбинат. Сегодня он, как и другие изготовители жестяной тары, оказывается в очень невыгодном положении, о чем начинают писать уже даже западные СМИ. Дело в том, что изготовители жестяной тары для консервов не имеют возможности для маневра. Ведь уже сегодня в себестоимости банки 70% - это расходы на сырье, и увеличивать пропорционально росту стоимости жести цену на консервную тару пагубно не только для предприятия, производящего консервную упаковку, но и для консервной промышленности в целом.
Консервы, особенно рыбные, - это, называя вещи своими именами, продукт в основном для бедных. И если цена консервной банки на тарном комбинате увеличится пропорционально цене на жесть, то это приведет к резкому повышению расходов при производстве консервов на отечественных рыбоперерабатывающих предприятиях, следовательно и к росту цены консервов, в результате чего консервы станут не конкурентоспособны по сравнению с импортными и на рынок хлынет заграничная аналогичная продукция.
Налицо явная угроза для российских производителей консервов. И как подсчитали специалисты, это приведет к значительному сокращению выпуска рыбных консервов на российских предприятиях, так как и без того, ввиду резкого увеличения цен на рыбу-сырец, производство консервов в стране за последние годы сократилось в несколько раз.
Все дороги
ведут к монополисту
Конечно, есть еще и алюминиевый прокат. Но он тоже очень дорогой и до повышения цен на белую жесть не мог с ней даже конкурировать. Четко отслеживающие ситуацию с белой жестью производители алюминиевого проката уже делают попытки перехватить у Магнитогорского металлургического комбината хотя бы часть его потребителей.
Так, например, в феврале 2003 года директор предприятия `Тонкие ленты` К. Карапузов разослал изготовителям тары заманчивые коммерческие предложения о готовности поставить алюминий различной толщины и в неограниченном количестве.
Мурманский тарный комбинат когда-то на выпуске консервной банки работал и с алюминием. Однако из алюминия можно выпускать только цельнотянутую банку, без красочной литографии и только строго определенных видов. А за последние годы предприятие расширило ассортимент за счет выпуска упаковочных банок для различных отраслей промышленности, благодаря чему его продукция с успехом расходится по России.
Некоторые виды банок (упаковочные, подарочные, сувенирные) настолько уникальны, что их закупают европейские предприятия для упаковки своей продукции. Поэтому сегодня без белой жести для изготовления металлической упаковки, в том числе и полностью литографированной консервной банки, предприятие уже не может работать. И это касается не только Мурманского предприятия.
Вот и получается, что в ближайшем будущем изготовителям жестяной баночной тары никуда не деться от ига Магнитогорского металлургического комбината. Да и рыбоперерабатывающей отрасли придется в таком случае снижать объемы производства консервов и, следовательно, терпеть убытки.
Закон надо
смелей использовать
Сопоставимы ли качественные и количественные величины прибыли одного и убытков других, вместе взятых, если рассматривать эту проблему с государственной точки зрения в плане наполнения российского бюджета, развития такого важного стратегического направления отечественной экономики, каким является рыбопереработка?
Конечно, наше законодательство несовершенно, реалии жизни постоянно опережают законотворческий процесс. Тем не менее, если бы руководители предприятий шире использовали возможности имеющихся законов (в том числе закон ФЗ N 948-1 от 21.03.91, в частности ст. 5), ситуацию уже давно можно было бы прояснить. Так что же мешает? Инертность мышления? Нежелание испортить с поставщиком отношения? Или неумение применять законы на практике? Наверное, все вместе. А в итоге в лучшем случае - цепная реакция повышения цен, в худшем - замедление развития бизнеса партнеров.
Видно, ситуация с жестяной тарой в конце концов настолько обострилась для рыбоперерабатывающей отрасли, что именно эти `крайние` участники рынка не выдержали и обратились в Министерство антимонопольной политики с ходатайством проверить деятельность Магнитогорского металлургического комбината.
Как сообщил руководитель управления конкурентной политики, промышленности и строительства МАП РФ, уже подготовило свое заключение Министерство экономики и развития, в ближайшее время закончит свою экспертизу Минпромнауки. Вот тогда и станет понятно, насколько `дорогая банка` может стать дороже, или ее цена уже преодолела допустимый предел.
|