Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

В России выковывают звенья логистических цепей - ЭиВ N 20 (457)
ЛОГИСТИКА
В России выковывают звенья логистических цепей
No. 20 (457) 02.06.2003
Андрей Лазарев
А одна из первых кузниц - это Северо-Запад РФ, через территорию которого идет около трети экспортно-импортных грузов
В последнее время в России сосредоточились на локальных проектах, обеспечивающих интеграцию уже существующих логистических систем в промышленности и на транспорте: укрепление стыков приносит прибыль.

Делать это пытаются на разных уровнях. В Правительстве РФ заставляют различные ведомства укреплять координацию. Минтранс и МПС России вырабатывают соответствующие программы. Один из таких примеров - взаимодействие ОАО `Морской порт Санкт-Петербург` (`Морпорт СПб`) и Октябрьской железной дороги (ОЖД).

На территории порта создан дорожный опорный центр (ДОЦ), где круглосуточно дежурят диспетчеры железной дороги. Через ДОЦ осуществляется обмен оперативной информацией о движении вагонов. На ОЖД внедрены АСУ припортовых станций Новый Порт и Автово.

Сейчас компьютерные базы АСУ порта и станций стыкуются в единое информационное пространство. Теперь стивидоры могут четче планировать обработку флота и подвижного состава, а железнодорожники - прогнозировать ситуацию в порту и адекватно реагировать на ее изменение. Это, в частности, помогло быстро урегулировать конфликты, когда в начале 2003 года возникали приливы и отливы вагонопотоков, следовавших к причалам порта.

Министр транспорта Сергей Франк уверен, что опыт взаимодействия между портовиками Петербурга и ОЖД весьма показателен во многих аспектах. И многие формы координации, которые отрабатывают здесь, безусловно, будут позднее распространять в других транспортных узлах страны.



Таможня

обещает помочь

В основе нового Таможенного кодекса России лежит Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1999 года. А в ней одним из главных принципов записано развитие партнерства между таможней и участниками ВЭД. Поэтому сейчас ГТК России пытается ускорить оформление грузов на границе.

В первую очередь в таможне намерены изменить технологию предоставления услуг экспедиторам. Теперь в зависимости от их репутации им предоставят разные коридоры прохождения через границу - красный, желтый и зеленый.

Зеленый свет включат только добросовестным участникам ВЭД, чья таможенная история ясна и прозрачна.

В ноябре 2002 года впервые в истории таможенной службы России опробовали систему электронного декларирования с электронной цифровой подписью. Разработку программного обеспечения выполнил по заказу ГНИВЦ ГТК Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет. Для защиты подписи используется криптосистема `КриптоПро`.

В шведской компании Tetra Pak (ее груз был первым, который ввезли в Россию с электронной подписью) высоко оценили этот почин. Однако при этом заметили, что пройден пока только первый этап. В дальнейшем предполагается широко внедрить полный цикл электронного декларирования с переходом на безбумажные технологии.

В 2002 году в ГТК РФ постарались усилить таможенную инфраструктуру. В первую очередь стали укреплять автомобильные пункты погранпропуска. Пока только 10 из них соответствуют современным требованиям.

Параллельно в ГТК стараются улучшить взаимодействие с таможенными брокерами. В этом смысле интересен опыт автомобильного пункта погранпропуска `Ивангород`, где грузовые автомобили, въезжающие в Россию из Эстонии, проходят предварительные операции по таможенному оформлению.

На эстонском терминале таможенный брокер вносит информацию о грузе и транспортном средстве в базу данных и в электронном виде передает ее российскому брокеру на таможенном посту в Ивангороде. Тот оценивает готовность груза к таможенному оформлению. Если с документами все в порядке - транспортное средство с грузом въезжает на российский таможенный пост.

Если груз не готов к пересечению границы - владелец получает информацию о том, какие документы у него не в порядке, и имеет возможность до въезда в Россию подготовить их. И вот результат: за первые 5 месяцев работы по такой технологии через границу прошло на 66% больше грузовиков...

В феврале 2003 года в эксперимент включили и Кингисеппскую таможню, чтобы обслуживать вывоз товаров из России. Опытом кингисеппских таможенников заинтересовались в Финляндии.

Железнодорожные международные пункты погранпропуска таможня укрепляет при участии стальных магистралей. В частности, на Северо-Западе РФ на переходе с Эстонией (Печоры-Псковские) опробован ряд новых технологий, которые потом намечено распространить и на другие пункты пересечения госграницы (Ивангород, Бусловская, Светогорск, Вяртсиля, Килиярви). Речь идет о системе освещения, смотровых переходах и промышленном телевидении. В Печорах, например, устанавливают мониторы, с которых можно разглядеть лица людей, которые подходят к досматриваемому поезду.

Обустройство важнейших пунктов погранпропуска ОЖД намечено завершить в 2004-2005 гг. А это, между прочим, треть всех погранпереходов РФ.

Действительно, пока в России не укрепят систему пропуска грузов на границе, вряд ли следует ожидать укрепления отечественной транспортной логистики в целом. Ведь можно за счет внедрения современных технологий, допустим, сэкономить пару часов на обработке вагона, а потом потерять сутки при простое из-за таможенных процедур...



Хозяева складов

расширяют сервис

Рост спроса на логистические услуги привел к тому, что в ряде регионов их все чаще стали соединять со складским хозяйством. В Петербурге уже действует несколько логистических складов с развитыми телекоммуникационными системами.

В основном они ориентированы на автотранспорт. В 2004 году их дополнит комплекс `Осиновая Роща` общей площадью в 14-15 гектаров со стоянкой для грузовиков и складами, включая рефрижераторный.

Развиваются аналогичные проекты и в других регионах. В Ленобласти ЗАО `Астрос Логистик Центр` строит центр логистических операций. В Новгороде ЗАО `Вельц` в феврале 2003 года открыло логистический терминал на площади в 2,5 га и со складом на 4 тыс. паллето-мест. Инвестиции в проект составили $2 млн евро. Склад укомплектован оборудованием шведской фирмы BT. Рядом - таможенный терминал.

Ряд проектов реализуется в Московской области. Один из них предполагает создание `сухопутного порта` - то есть логистического регулятора морских линейных перевозок. На первом этапе он должен обслуживать новый контейнерный маршрут Санкт-Петербург - Ильичевск. В Минтрансе РФ полагают, что комплекс окажется полезен и для развития коридора `Север - Юг` через Астрахань...

Есть примеры создания логистических комплексов и для перевалки грузов в вагоны. Один из них успешно действует в Петербурге. А недавно ЗАО `СП `Евросиб СПб` объявило о намерении построить здесь же вблизи железнодорожной станции Предпортовой новый терминал для ежегодной обработки 200 тыс. тонн грузов и 55 тыс. TEU (эквивалент 20-футового контейнера).

Три подъездных пути соединят терминал с Предпортовой, обеспечив прямой выход в Автово, то есть практически к причалам ОАО `Морской порт Санкт-Петербург`. В первую очередь планируется строительство контейнерной площадки (2003-2004 гг.), на втором этапе - сооружение отапливаемых складов площадью 5 га (2004 год).

Однако, по оценкам специалистов, России требуется в десятки раз больше подобных логистических комплексов. Для сравнения: в маленькой Латвии насчитывается около 150 таможенных складов с элементами логистики...



В странах Балтии хотят остаться посредниками между ЕС и РФ

В странах Балтии стимулом для внедрения новых технологий на транспорте служит подготовка к вступлению в Евросоюз, а значит и вхождению в его единое транспортное пространство.

Наметилась характерная тенденция: ряд крупных транспортных компаний создает свои центры услуг логистики. Например, от литовской стивидорной компании KLASCO отпочковалась дочерняя фирма BLC, которая активно внедряется на рынок экспедиторских услуг...

В странах Балтии также хотят сохранить за собой роль посредников между Россией и Европой. Для этого предложен свой ряд проектов. Например, в 2003 году Parme Trans AS и Эстонская ассоциация международных автоперевозчиков (ERAA) собираются реализовать два проекта по строительству таможенных терминалов на российской стороне.

Терминал в Печорах позволит избежать простоев на границе, машины не будут ставить под арест на складах временного хранения по полгода до выяснения обстоятельств - проблемный груз можно будет оставить на складе, не задерживая машину. Кроме того, на терминале под присмотром таможни можно будет делать переоценку трейлеров со старых машин российских перевозчиков, которым путь в Европу заказан из-за международных конвенций. По предварительной оценке, в строительство таможенного терминала в Печорах потребуется вложить минимум $1 млн. Второй терминал со складом на 4 тыс. квадратных метров, расположенный на территории общей площадью в 7 га, обойдется еще дороже - $3,5 млн.

Осенью 2003 года в Eesti Raudtee AS планируют пустить контейнерный поезд Таллин (порт Мууга) - Москва. В ассоциации международных автоперевозчиков Эстонии говорят, что эти планы могут осуществиться, если только железнодорожникам удастся наладить логистический сервис. В противном случае им будет сложно конкурировать с автотранспортниками, которые способны доставить товар по аналогичному маршруту гораздо быстрее и без проблем.

В компании Chr. Jensen Eesti AS подсчитали, что перевозить по стальным магистралям контейнеры дешевле на 30-40%. Однако поезд дольше стоит на границе, чем автомобиль. Иногда это длится больше недели. И это существенный минус проекта, который сдерживает формирование контейнерных поездов и на других направлениях.

Другие материалы рубрики
ЛОГИСТИКА
06.11.06Бумажные барьеры фурам не объехать
06.11.06Грузовики будут взвешивать только один раз
06.11.06Броуновское движение по направлениям
31.10.05Принцип `одного зонтика`
08.08.05Тернистый путь к дистрибуции
08.08.05Логистику в России понимают по-разному
02.06.03Деньги любят счет
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru