Сразу же после `вторых майских` праздников премьер-министр РФ все-таки подписал (с 5-месячным опозданием) тарифы по обязательному страхованию `автогражданки`. Это вызвало бурную реакцию в заинтересованных кругах - не проходило ни одного дня без пресс-конференции или `круглого стола` по животрепещущей теме
Напомним, что закон об ОС АГО владельцев транспортных средств вступает в силу 1 июля 2003 года. Штрафы за отсутствие страхового полиса (в размере от 5 до 8 МРОТ) будут взиматься с владельцев транспортных средств только с 1 января 2004 г. Таким образом, предусмотрен шестимесячный период, в течение которого автовладельцы смогут выбирать себе приглянувшегося страховщика.
ОС АГО будут заниматься страховые компании - члены Российского союза автостраховщиков (РСА). Сейчас таковых насчитывается 102, и, по экспертным данным `Росгосстрах Северо-Запад`, их будет не более 120.
Предполагается, что в Петербурге и Ленинградской области лицензию получат около 30 компаний, из них 7 - с петербургскими корнями, остальные - представительства или филиалы иногородних компаний. Какое это имеет значение? Большое: каждая компания по понятным причинам способна лучше всего защищать интересы своих клиентов в тех регионах, где она традиционно работает, имеет филиал.
При наступлении страхового случая на территории других регионов (других по отношению к месту приобретения страхового полиса) урегулированием убытков будет заниматься либо этот филиал, либо местный партнер вашего страховщика - такая же компания, обладающая лицензией на право заниматься ОС АГО. Разумеется, первый вариант надежнее, а потому и предпочтительнее.
Всероссийскую филиальную сеть имеет одна-единственная отечественная компания - `Росгосстрах`. Если по каким-то причинам вы не захотите работать именно с ней - ищите другого страховщика, имеющего филиал в месте ваших наиболее частых поездок (а значит и наиболее возможных аварий).
Сервис и еще раз сервис
С учетом того что цены на обязательную `автогражданку` у всех будут абсолютно одинаковы (тарифы-то устанавливает государство), выбирать компанию в первый год действия закона сами страховщики рекомендуют по уровню сервиса (уже позже, примерно через год-полтора, на первое место выйдет другой аргумент - платит компания или не платит, и если платит, то насколько быстро и аккуратно).
Кроме наличия либо отсутствия широкой филиальной сети, качество сервиса может характеризоваться следующими критериями:
- много ли у страховой компании мест продажи полисов, и быстро ли вас там обслуживают;
- предлагает ли страховщик услуги по выезду на место ДТП аварийного комиссара или своего представителя;
- есть ли у страховщика договор с
экспертной компанией (солидная страховая компания может предложить своему клиенту на выбор нескольких экспертов);
- обещает страховщик платить только по решению суда, или ему достаточно протокола и справки с места ДТП (как, например, `Русскому миру`);
- может ли компания конвертировать действующий договор добровольного страхования АГО в договор обязательного (`Русский мир`) или нет.
Вообще складывается впечатление, что страховщики давно готовы к 1 июля - хотя бы благодаря тому, что давно занимаются добровольным страхованием АГО. Самое большее через 15 дней после получения документов из ГИБДД страховщик выплатит пострадавшему компенсацию имущественного ущерба (ущерб жизни и здоровью в любом случае определяется в суде).
Готовности к новому закону, к сожалению, не видно пока у сотрудников ГИБДД, у налоговиков.
Например, налоговая инспекция в любой момент может предъявить претензии страховой компании, выплатившей страховое возмещение без судебного решения, только на основании документов с места ДТП (даже если у самих застрахованных споров нет).
В свою очередь скорость работы судей всем известна... Если участники дорожного происшествия не договорятся на месте и для поиска виновника ДТП обратятся в суд, тот растянется минимум на 2 месяца. Это в том случае, если один из участников ДТП вовсе не будет являться на заседания: тогда ГИБДД через 2 месяца обязана выдать второму участнику форму N 2 и форму N 9.
Если же в суд будут являться оба участника аварии и станут судиться по полной программе - процедура растянется на неопределенный срок.
И последнее. На `круглый стол` по теме `Готовность города к выполнению нового закона`, проведенный 15 мая агентством `БМН`, представители ГИБДД не пришли, сообщив, что их структура пока не имеет представления о своей работе в рамках ОС АГО. Свой брифинг инспекция пообещала провести после городского юбилея. Ждем.
|