В Петербурге 23 мая прошла презентация нового российско-германского проекта в области развития международного транспортного коридора `Север - Юг`. Президент `Национальной контейнерной компании` (`НКК`) Владимир Ашурков и президент немецкой компании `Еврогейт` Томас Эккельманн подписали меморандум о сотрудничестве
Проект затрагивает вопросы национальной стратегии России - речь идет об усилении интеграции ее транспортных сетей в международную систему контейнерных перевозок. В Минтрансе и МПС России среди приоритетных проектов для обслуживания евроазиатских маршрутов через территорию РФ назвали развитие трех контейнерных терминалов: в портах Санкт-Петербург, Усть-Луга и Оля (Астрахань).
Пока из них только порт Санкт-Петербург активно наращивает контейнерный грузооборот. Он назван основным на Северо-Западе России и играет стратегическую роль в обеспечении контейнерного грузопотока МТК `Север - Юг`. А `Первый контейнерный терминал` (ПКТ), входящий в ОАО `Морской порт Санкт-Петербург`, находится под управлением `НКК`.
Программа развития ПКТ, представленная управляющей компанией, предусматривает рост грузооборота до 1,35 млн TEU (эквивалент 20-футового контейнера).
В порту Оля для увеличения перевалок контейнеров нужно решить целый ряд вопросов. И Юг сейчас - самое узкое место в системе грузопотоков по международному коридору `Север - Юг`. Ввод в эксплуатацию контейнерного терминала порта Оля запланирован в сентябре 2003 года. Терминал ориентирован на грузы из Ирана и Индии.
В развитии судоходных линий между портом Оля и иранскими портами на Каспийском море предполагается участие крупнейшей речной судоходной компании России ОАО `Волжское пароходство`. Введение в действие мощностей по перегрузке контейнеров в порту Оля, считают его специалисты, позволит грузовладельцам сократить сроки доставки грузов на 10-15 дней при значительном снижении затрат на транспортировку.
В Минтрансе и в МПС РФ заботятся и о дальних перспективах. Западные эксперты указывают, что в течение 10 лет рост контейнерного грузопотока через территорию РФ может возрасти более чем втрое - до 7 млн TEU, из которых 3,5 млн TEU - доля портов Северо-Запада России. Такой объем требует дополнительных мер по интеграции России в международную транспортную сеть.
Между тем дальнейшее развитие контейнерного бизнеса в Петербурге ограничено тем, что он сосредоточен в границах мегаполиса. Для освоения грузопотоков, когда они возрастут, сейчас и подписано соглашение о намерениях создать контейнерный терминал в порту Усть-Луга проектной мощностью до 3 млн TEU.
В строительстве терминала намерена участвовать компания `Еврогейт` (Германия), которая обещает стать крупнейшим иностранным инвестором в российскую портовую отрасль. С российской стороны в проекте задействована `НКК`. Губернатор Ленобласти Валерий Сердюков считает, что такой проект может стать одним из самых масштабных по объемам инвестиций для области. Общая стоимость проекта - не менее $500 млн.
Ввод терминала в эксплуатацию запланирован в 2007 году. В ближайшее время в строительство намечено вложить, по данным `НКК`, до $5 млн, а стоимость первого пускового комплекса превышает $170 млн.
Формирование транспортного коридора `Север - Юг` - важная составляющая стратегического партнерства России со странами Прикаспийского региона. Она включена в Федеральную целевую программу `Модернизация транспортной системы России`.
Межправительственное соглашение о МТК `Север - Юг`, ратифицированное в Петербурге всеми странами-участницами (Россией, Ираном и Индией), позволит обеспечить независимые транспортные связи и привлечь к транзиту через территорию России дополнительные грузопотоки. Коридор позволит изменить сложившиеся маршруты транспортировки контейнерных грузов и сократить сроки перевозки, обеспечив доставку грузов из Индии, Пакистана, из стран Персидского залива через территорию Ирана в Россию, а также транзит в страны Северной, Восточной и Центральной Европы.
Перспективный объем перевозок оценивается сегодня до 10 млн тонн в год. Развитие МТК `Север - Юг` предполагается при участии крупнейших частных транспортных компаний России, Германии, Ирана.
Система контейнерных терминалов России способна оттянуть на себя часть трансокеанских грузопотоков.
|