Реформа жилищно-коммунального хозяйства, которая была провозглашена несколько лет назад, себя не оправдала. Тарифы за это время выросли в несколько раз, а качество услуг осталось на прежнем уровне. На конференции, проведенной петербургским гуманитарно-политологическим центром `Стратегия`, была сделана попытка оценить уже сделанное в сфере ЖКХ, а также определиться, в каком направлении двигаться дальше
На конференции много внимания было уделено правовой основе ЖКХ. Как отмечалось, в базе `Консультанта` насчитывается 1500 нормативных актов разного уровня, где упоминается эта аббревиатура. Первый закон `Об основах жилищной политики в РФ` был принят в 1992 году.
Всего более чем за десятилетие появилось 25 законов, 22 указа президента и свыше 100 постановлений правительства. Подавляющая часть правовых актов в сфере ЖКХ принята на региональном и местном уровне.
Анализ показал, что основная масса изданных исполнительной властью Петербурга документов не относится к нормативным, так как они направлены на решение конкретных проблем. А их принятие, соответственно, проходит без участия общественности.
После многочисленных дебатов в мае этого года Президент РФ подписал в новой редакции Закон `Об основах жилищной политики`. В нем содержатся новые идеи, но, как всегда, возникают сомнения, как они будут реализованы. Предполагается, в частности, установить стандарты на оказание услуг в сфере ЖКХ.
Это позволит проводить перерасчет в случае снижения качества услуг (сейчас перерасчет осуществляется на основании постановления правительства 1994 года). Изменится оплата в сторону повышения при наличии сверхнормативного жилья.
Обязательным станет предоставление информации о структуре затрат ЖКХ по запросам населения. Сегодня получить такую информацию не могут не только квартиросъемщики, но и специалисты, занимающиеся исследованием этой области городского хозяйства.
Однако, по мнению юристов, в законе содержатся неточные формулировки, что ставит под сомнение истинность провозглашенных намерений. Так, предполагается пересматривать тарифы на услуги ЖКХ один раз в год, но выражение `как правило`, допускает исключение из правила.
Многие положения нового закона повторяют те, что содержались в утвержденной шесть лет назад концепции ЖКХ. Выступавшие на конференции попытались ответить, почему некоторые нововведения так и остались на бумаге.
По словам руководителя комиссии по городскому хозяйству Законодательного собрания города Михаила Амосова, на первом этапе неудачно была организована адресная помощь малоимущим. Только после многочисленных обращений граждан схему выплат усовершенствовали. Конкурсы на право получения городского заказа в сфере ЖКХ бюрократы свели на нет, отметил он.
`Дурными` назвал М. Амосов введенные платежи за благоустройство территории и за капитальный ремонт. Оба нельзя проконтролировать. В первом случае по причине отсутствия размежевания придворовых территорий, во втором - из-за не продуманного до конца механизма расходования собранных с граждан средств.
С проблемами столкнулись товарищества собственников жилья. В частности, до сих пор ТСЖ не могут добиться регулярных и в полном объеме бюджетных дотаций. А выступавшие на конференции представители Российской жилищной организации, развивая тему, добавили, что ТСЖ не должны платить НДС и ЕСН, но налоговики чинят препятствия, поэтому права приходится отстаивать в суде.
По словам начальника управления финансирования ЖКХ Комитета финансов администрации Петербурга Татьяны Копытовой, в бюджете на текущий год расходы на ЖКХ составляют 29 млрд руб. (35% всех бюджетных расходов).
Пока больше платят предприятия, а это негативно сказывается на ценах товаров и услуг. Доля населения в платежах в последние годы росла, но от идеи довести ее до 100% правительство отказалось. Об этом недавно заявил председатель Госстроя РФ. В структуре компенсационных выплат, составляющих 4,6 млрд руб., преобладают ветеранские.
Принято считать, что предприятия ЖКХ являются убыточными. Между тем представители Московского района города, которые смогли проанализировать бюджет собственного РЖА, сообщили на конференции, что он профицитный, причем с большим превышением доходов над расходами.
Доходы, возможно, и есть, но распоряжается ими отраслевой комитет администрации. Чрезмерная централизация в сфере ЖКХ существует не только на уровне субъекта РФ, но и на федеральном. Как отмечалось на конференции, такой подход, когда местная власть ничего не решает, а только исполняет команды, которые поступают сверху, тормозит реформирование ЖКХ.
Почему, например, муниципальные власти не могут повлиять на ход реформы ЖКХ? В Петербурге, как и в Москве, деятельность МО полностью подконтрольна местной администрации (согласно так называемой поправке `Лужкова, Бабурина, Шишлова` в закон `Об общих принципах организации МО`). То есть исполнительная власть устанавливает для муниципалитетов объекты собственности и источники доходов. Реально права местного самоуправления ущемлены.
Сегодня передача прав собственности на объекты началась, но процесс идет очень медленно. Выступивший на конференции председатель муниципального совета г. Колпино Сергей Кирсанов считает, что в ведение МО надо однозначно передать благоустройство территории, текущий ремонт и содержание жилого фонда.
- Должен быть другой уровень отношений с муниципалитетами, - сказал С. Кирсанов.
В прошлом году группа экспертов петербургского гуманитарно-политологического центра `Стратегия` и активисты гатчинской общественной организации `Гражданская инициатива` инициировали проект, направленный на повышение эффективности управления государственным и муниципальным ЖКХ путем вовлечения граждан в решение этой проблемы.
Проект был поддержан Британским советом и включен в программу малых проектов в сфере демократических институтов.
Вовлечение населения проходило в ходе общественных слушаний, а также через общественные советы. Сами мероприятия проводились в Пушкине, Гатчине и Всеволожском районе. Вместе с населением эксперты проекта подготовили предложения по совершенствованию правовой базы в сфере ЖКХ.
Они были отправлены в органы власти выбранных городов. Сегодня реформу ЖКХ проводит Правительство РФ. Как считают авторы проекта, особое значение поэтому приобретает участие в ней граждан. А этого можно добиться через институты гражданского общества.
|