Объективный взлет экономической активности в городе на Неве, помноженный на праздничные хлопоты, свидетельствует о хороших перспективах, которые открывает перед Петербургом эпоха рыночного хозяйства. Но устойчивое поступательное развитие города в новом веке возможно лишь при наличии у него хорошо продуманного финансового плана. Об особенностях наполнения и расходования казны на берегах Невы рассказывает председатель бюджетно-финансового комитета ЗС Владимир Барканов
- Владимир Васильевич, еще недавно в Мариинском дворце разыгрывались настоящие баталии вокруг кандидатуры вероятного руководителя БФК. Сегодня страсти поутихли и наступила пора спокойно проанализировать многие процессы. Как вы представляете себе ключевые алгоритмы бюджетного процесса?
- Действительно, начало года ознаменовалось нешуточными битвами. Было произнесено много речей, сломано немало копий. Но, слава богу, обстановка нормализовалась, и теперь можно заняться конкретной работой. Ее главными сторонами я бы назвал точное исполнение нынешней `росписи` и тщательную подготовку проекта бюджета на следующий год. Основная сложность заключается, на мой взгляд, в решении именно второй задачи, так как в нашем законодательстве нечетко прописан механизм бюджетообразования. А выход прост, как все гениальное: целесообразно слить воедино улучшенный стратегический план Петербурга, среднесрочную социально-экономическую программу на 15 лет (которую еще предстоит разработать) и откорректированный закон о бюджете. Этот нормативный акт должен стать своеобразной деловой конституцией нашего 78-го субъекта РФ.
- Но это все впереди. А чем не устраивает вас действующий закон о бюджете?
- Он не во всем соответствует федеральным правовым нормам. Так, контрольно-счетная палата определила: в 2001-2002 гг. в Петербурге систематически нарушался Бюджетный кодекс России. Именно поэтому Собрание не смогло принять и утвердить отчеты об исполнении городской сметы.
Кроме того, есть официальный вердикт специалистов Министерства юстиции по Петербургу о бюджете города на текущий год, где отмечены нестыковки некоторых важных положений с федеральными канонами. Немало огрехов обнаружили и аудиторы Счетной палаты РФ.
- Каковы претензии к самому бюджету?
- У петербургских чиновников нет сознания того, что такой документ должен быть социально ориентирован, понятен населению. Меня, к слову, не коробит архаичный термин `промфинплан`, потому что я помню: в хозяйственных актах того времени всегда были социально защищенные статьи, и власть старалась неукоснительно реализовывать их. Сегодня, увы, не так.
Есть и другая проблема: из финансовых документов видно, что приоритеты северной столицы не гармонируют с ее выигрышным геополитическим положением. Более того, они неоправданны по многим позициям. Не забудем: с эпохи Петра Великого город служил транспортно-логистическим центром России на просторах Балтики. В западном и северном направлениях везли отсюда наши товары. По тем же дорогам доставлялись они из-за рубежа.
А сейчас видны явные перекосы. Например, в прошлом году бизнес-партнеры Петербурга располагались следующим образом: ФРГ, Финляндия, США, Китай, Нидерланды, Бразилия, Швеция, Украина. Отсюда следует, что в торговой политике администрации города отсутствуют строгие плановые начала, слабо учитывается такой экономический показатель, как прибыль.
- Не влияют ли эти несообразности на саму структуру городской казны?
- Влияют, причем в значительной степени. Кошелек любого морского порта ощутимо пополняется за счет торговых операций, и равноценной замены не отыскать. Недаром наш бюджет нельзя назвать прозрачным именно с точки зрения его структуры.
Чем же предстоит заниматься в первую очередь? Принципиально - как минимум вдвое - увеличить расходы на здравоохранение, на коммунальные и транспортные доплаты малообеспеченным слоям населения, особенно пенсионерам. Надо подумать о гостиничном хозяйстве, о наукоемких производствах, о мелком бизнесе, о логистическом комплексе, об инвестиционном климате, о перспективах развития Петербурга.
А пока приходится признать, что и по сей день существуют искусственные барьеры, препятствующие притоку капиталов в экономику пятимиллионного мегаполиса.
Между тем промышленное производство в городе растет. В последние месяцы его рост, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достиг 36%, однако профильные службы ничего такого не прогнозировали. Поэтому воздействовать на процесс, корректировать его мы не можем: обречены смотреть в окно, гадая, откуда подует ветер перемен.
- А вы сегодня уже способны дать прогноз на будущее?
- О главном я уже сказал. У города громадный потенциал, позволяющий регулярно наращивать доходную и налоговую базы. Не случайно бюджет его неуклонно `толстеет`: 51 млрд руб. - в 2001 году, 66 млрд - в 2002-м, 75 млрд - в 2003-м. А в 2004 году он достигнет 83 млрд руб. Признаюсь, эта цифра не кажется мне оптимальной. У Петербурга есть возможности принять и другой, куда более амбициозный, бюджет.
|