Горячие диспуты о превращении Петербурга в культурный центр России и государственную кузницу кадров, о росте его самоуправленческих возможностей, о передаче ему части столичных функций обостряют внимание и к интеллектуальному потенциалу и уровню образования на берегах Невы. `Интеллектуальный и кадровый потенциал Петербурга: стагнация или развитие?` - такова тема `круглого стола`, который прошел в информационном агентстве `Росбалт`
Как и следовало ожидать, мнения на такой встрече были самыми разноречивыми, даже полярными. Но главное, пожалуй, не вызвало особых споров: подавляющее большинство ораторов согласилось, что Петербург, несмотря на все сложности рыночного времени, сохраняет статус общероссийского культурного форпоста.
Так, по данным Леонтьевского центра, с середины 1990-х годов наступил позитивный перелом в восприятии ценностей просвещения: снижавшийся прежде интерес людей к высшему образованию сменился желанием постичь науки. В прошлом году в вузах обучались 384 тыс. студентов (105% от уровня 1990-го).
Статистика, которую на `круглом столе` привел социолог Илья Мельник, свидетельствует: 60% опрошенных тесно связывают успех в жизни и качественное образование, 25% опрошенных - не намерены долго учиться, а 15% респондентов твердо решили держаться подальше от книжек и пробирок.
Сейчас быстрыми темпами растет негосударственный сектор образовательных услуг: количество коммерческих заведений только в Петербурге увеличилось с 14 до 44, тогда как государственных - с 44 до 51 института. На 8% возросло число заочников, правда за счет других категорий студенчества. Две трети обучающихся составляют петербуржцы, а остальные - иногородние.
Примерно та же картина наблюдается и в других регионах России. И везде - недостаточное бюджетное финансирование, и именно поэтому вузам разрешено принимать до 25% слушателей на компенсационной основе, хотя на практике такой контингент значительно шире.
На коммерческой основе работают многие курсы, факультативы и т. д. Всех удручает низкая зарплата профессорско-преподавательского корпуса. На берегах Невы она составляет лишь 62% от средней по городу, что снижает рейтинг и преподавателей как социального слоя, и отношение к науке и научной деятельности как важнейшей сфере общественного бытия.
В этих условиях ученые начинают покидать привычную нишу: они устремляются в бизнес или уезжают за границу.
Ищите женщину
По справедливому мнению представительницы Леонтьевского центра Татьяны Власовой, бедой высшего образования стала его масштабная феминизация. Более половины преподавателей - представительницы прекрасного пола.
В некоторых либеральных политических клубах сей факт вызывает радостный ажиотаж. Между тем, самокритично отметила г-жа Власова, женщины обычно идут туда, где плохо, где дефицит и где легче можно устроиться на службу. Феномен феминизации должен вызывать скорее озабоченность, нежели реверансы в адрес `равенства возможностей`.
Немало нареканий и по поводу материально-технической базы высших учебных заведений, которая на 10-15% беднее, чем, скажем, в США и Западной Европе. Как полагают в Леонтьевском центре, для кардинальной санации вузов необходимо поэтапное решение четырех ключевых проблем. Это серьезное улучшение материально-учебной базы; разработка инвестиционной программы для развития высшего образования с привлечением госсредств; повышение зарплаты преподавателей до надлежащего уровня; введение государственных образовательных стандартов и переход на нормативное подушевое финансирование, что позволит постоянно учитывать индивидуальные особенности каждого студента.
Поможет делу и так называемое ГИФО - государственное именное финансовое обязательство.
Вообще намеченная реформа будет идти со скрипом, поскольку у интеллигентной публики нарастает отрицательное отношение к ней: многие опасаются тотальной коммерциализации этой отрасли и резкого падения уровня знаний в результате методических `забав` Министерства образования.
`Учиться, учиться
и учиться!`
Обсуждая тему, участники дебатов вспомнили фразу ректора Горного университета Владимира Литвиненко о том, что в нынешней России царит кадровый суперкризис. Различались точки зрения на борьбу с такой напастью. Однако все едины: подготовка высокопрофессиональных специалистов, обучающихся исключительно на платной основе, потребует долгих лет труда и стараний.
В частности, сотрудник Контрольно-счетной палаты ЗС города Михаил Бродский сообщил, что только 20% вузовских выпускников реализуют себя в избранной специальности. Вместе с тем студентов, получающих знания за деньги, в Петербурге пока не так много - около 107 тыс. человек (меньше трети от общего контингента).
К отрицательным моментам следует отнести то обстоятельство, что институты не сверяют номенклатуру изучаемых специальностей с банком вакансий на производстве и в инфраструктуре, почти не запрашивая на сей счет Департамент службы занятости Северо-Западного федерального округа.
Г-н Бродский передал просьбу руководителя департамента Дмитрия Чернейко исправить ситуацию, дабы впредь на городской бирже труда не оказывались ежегодно до трех тысяч молодых специалистов.
Депутат петербургского Законодательного собрания Юрий Савельев указал, что, по его представлениям, высшее образование советских времен было одним из лучших в мире. Теперь, возможно, его авторитет снизился, но планка пока все же выше, чем в Северной Америке.
Подводят, прежде всего, деньги: мы тратим на одного студента $500-600 в год, тогда как требуется не менее $10 тысяч. Нужно сделать упор на фундаментальные науки, не забывая и о конкретной выгоде: американцы регулярно зарабатывают на образовании до $100 млрд.
Постскриптум
Главная печаль современной России, отметил депутат Государственной Думы РФ Александр Шишлов, проблема менталитета, в первую очередь элитарного. Ценности образования культивируются, увы, не в правительстве и не в близких к нему депутатских фракциях в законодательных структурах.
Надо беспокоиться о всесторонней поддержке науки как из бюджетных, так и из внебюджетных фондов, как с помощью образовательных кредитов, так и путем возвратных субсидий. Надлежит формировать отраслевые системы оплаты труда, уходя от единой тарифной сетки в сфере образования. Иначе, предрек депутат, через 10 лет в вузовской научной среде не будет свежего пополнения.
|