На Северо-Западе РФ у `МегаФона` половина всех абонентов - 1,8 млн подключений. Даже появление нового оператора на рынке сотовой связи не заставило его Северо-Западный филиал пойти на заметные уступки в тарифных планах.
Сделаны лишь некоторые реверансы в сторону клиентов типа введения услуги `Фаворит` - предоставления скидок по звонкам на один из `любимых` номеров сети `МегаФона`. Да и то на городские номера, предоставляемые компанией, начисляется ежемесячная абонентская плата.
`МегаФон` зарабатывает на юбилее...
Как утверждает руководство компании, основная ставка по-прежнему на уровень сервиса. Оно упорно не желает признать, что из компании в Петербурге уходят абоненты: в Северо-Западном филиале сообщают, что в декабре 2002-го, например, подключилось столько же, сколько и в декабре 2001-го.
И все же игра со статистикой за отдельные месяцы не помогает скрыть то, что в целом в конце 2002-го - начале 2003-го наблюдались не только отток клиентов, но и в отдельные периоды - снижение трафика. Правда, в последнее время суммарное время разговоров по мобильным телефонам в сети `МегаФона` увеличилось.
Ставка делается на новые сервисы и расширение зоны действия новой технологии передачи данных - в стандарте GPRS: к началу дачного сезона будет охвачен не только Петербург, но и Ленобласть. Правда, вкусить прелести этой технологии в полном объеме смогут только владельцы `крутых` телефонов, которые стоят не менее $700.
Кроме того, услуга еще долго будет доступна лишь в пределах зон отдельных региональных операторов `МегаФона`. Например, в Москве можно выйти на заявленные высокие скорости работы в Интернете. А попытка что-то прокачать такими же темпами по электронной почте, скорее всего, обречена на неудачу: ведь полноценного Интернет-роуминга между Москвой и Петербургом нет. Компания только проводит тестирование связи...
Впрочем, такие подробности касаются лишь небольшой части абонентов: по оценкам дилеров компании, в Петербурге приобретено не более 3 тыс. аппаратов, способных принимать MMS-сообщения (небольшие мультимедийные послания) и работать в стандарте GPRS.
В целом же все дополнительные услуги, включая передачи обычных SMS-сообщений и гостевой роуминг, приносят компании не более 5% от ее суммарного дохода. Гораздо больше прибыли ожидается от контрактов, заключенных для обслуживания корпоративных клиентов во время празднования 300-летия Петербурга. Ожидается временный лавинообразный приток подключений, и это может вызвать перегрузки в сети.
Для обеспечения устойчивой связи вводят в строй новые станции и модернизируют старые площадки. В Петербурге в это компания вкладывает свыше $1 млн.
Для многих абонентов города весьма существенно выполнение обещания наладить сотовую связь в петербургском метро. В апреле 2003 года сетью охвачены еще две станции - `Пушкинская` и `Звездная`. А всего их стало 19.
...а `ВымпелКом`
спонсирует праздник
С приходом в Петербург третьего оператора связи выбор для абонентов расширился. Ежедневно в сети `Би Лайн GSM` (торговая марка, под которой продвигается в Петербурге компания `ВымпелКом-Регион` - местная `дочка` ОАО `ВымпелКом`) регистрируется около 10 тыс. новых владельцев сим-карт.
Руководство компании не удивилось, когда оказалось, что примерно 30% обращений за консультациями в сервисную службу оказались связанными с дополнительными услугами. Ведь в `Би Лайн GSM` объявили о том, что до 30 июня услугами GPRS, MMS и WAP петербургские абоненты могут пользоваться бесплатно.
Заинтересовала также возможность обзавестись 5 `любимыми номерами`, звонки на которые тарифицируются с 50%-й скидкой.
В первую очередь в компании сделали ставку на продажи пакета услуг `Би+`, предполагающих посекундную тарификацию, заморозку неиспользованного баланса, внутрисетевой роуминг без предоплаты, а также доступ к WAP, MMS и GPRS. Заметим, что посекундная тарификация с 1-й минуты, как показывает практика, экономит до 40% средств абонентов.
Еще одно достоинство сети `Би Лайн` - единые тарифы внутрисетевого роуминга, что важно для абонентов, перемещающихся по регионам России. За внутрисетевой роуминг просто вводится стандартная надбавка к тарифу. Это снижает привлекательность звонков из одного города в другой на сотовые телефоны `Би Лайн`.
Если `МегаФон` признан Минсвязи РФ официальным дилером праздничных торжеств, посвященных 300-летию Петербурга, то `Би Лайн GSM` решил выступить в роли спонсора двух крупных мероприятий празднования - III Международного карнавал-парада и водной феерии `Все флаги в гости будут к нам`. Это хороший маркетинговый ход: акции ОАО `ВымпелКом` (в отличие от акций `МегаФона`) выставляются на мировом рынке. Поэтому подобная реклама должна поднять их котировки, которые уже демонстрируют тенденцию к росту после открытия филиала на Северо-Западе РФ.
Инвестиции компании в первый этап строительства сети в Петербурге составили $50 млн. Новая сеть состоит из коммутатора начальной емкостью 300 тыс. номеров и 110 базовых станций `Эрикссон`, которые обеспечивают связь в пределах города и в ближайших пригородах (Стрельна, Петродворец, Пушкин, Ломоносов, Колпино).
Сеть могли ввести и раньше. Однако разрешение на коммерческую эксплуатацию двухдиапазонной сети в Петербурге (ранее у компании была лицензия только на частоту GSM-1800, что исключало использование диапазона в 900 МГц и создавало неравные условия конкуренции) в `Би Лайн GSM` получили только 31 марта 2003 года.
К дачному сезону компания планирует расширить зону обслуживания в пригородах, вдоль федеральных автодорог и стальных магистралей Петербург-Москва, Петербург-Выборг. К концу 2003 года количество базовых станций в городе и области планируют увеличить более чем в 2,5 раза.
Насколько успешно продвигается `Би Лайн GSM`, можно судить по данным, представленным компанией `Евросеть`, которая рассчитывает захватить 10% рынка продаж `Би+ GSM` в Петербурге. Во всех 18 салонах с первого дня продаж отмечается устойчивый интерес покупателей к контрактам `Би+`, хотя ажиотажа нет. Тем не менее дилеры предсказывают, что со временем `ВымпелКом` сможет заметно потеснить `МТС` в городе. Именно между этими двумя операторами развернется основная борьба за новые подключения.
|